Импортозамещение ПО-русски
Какие отечественные программы придут на смену привычным приложениям и сервисам
Немалое число зарубежных ИТ-компаний заявили о своем уходе с российского рынка. Кто-то прекращает поддержку и продажу новых лицензий — например, SAP или Adobe. Кто-то и вовсе отключает российских пользователей от своих сервисов, даже если оплаченный период еще не закончился. Отечественный рынок на сегодняшний день частично или полностью покинули Atlassian (Jira), Coursera, Cisco, Figma, Google Cloud, Grammarly, IBM, JetBrains, Microsoft (Azure, Office), Norton LifeLock, NVIDIA, Oracle, SAP, TeamViewer, Unity, Upwork — и это далеко не полный список, который регулярно пополняется.
Компании столкнулись с необходимостью в кратчайшие сроки найти подходящие аналоги и обеспечить переход настолько бесшовный, насколько это вообще возможно в текущих обстоятельствах.
Импортозамещение для бизнеса
Даже если внезапно отключится все иностранное ПО, что практически невозможно, процессы в российских компаниях точно не остановятся. Импортозамещение в отрасли началось почти десять лет назад, так что сейчас на рынке есть качественные ИТ-решения, которые котируются во всем мире. Более того, с учетом всех текущих реалий разработчикам пришлось сильно ускориться, чтобы бесшовно покрыть дефицит софта с уходом западных вендоров.
Насколько просто будет найти подходящие аналоги? Все зависит от того, в какой сфере работает компания. Если нужно заменить офисные программы, мессенджеры или таск-менеджеры, то с этим никаких проблем нет.
- Вместо привычного Microsoft Office можно установить «Р7-Офис» и «МойОфис».
- Операционку Windows заменить на Astra Linux, BaseAlt, «Роса» и другие.
- Zoom можно заменить «Яндекс.Телемостом», Bizon365, TrueConf, Pruffme или Webinar Meetings.
- С таск-менеджера вроде Slack или Asana возможен переход на «Битрикс-24» или Amo CRM. Они также имеют встроенный мессенджер, собственное приложение и широкий функционал с возможностью гибкой настройки под конкретного пользователя.
- В РФ есть свои системы управления базами данных, например Postgres Professional, инженерное ПО «Аскон», а также пока еще остаются доступными продукты иностранных AVEVA, Hexagon и Bentley Systems.
- Среди российских разработок существуют и системы управления ИТ-активами, или полноценный Service Desk, с помощью которых можно развернуть полноценную экосистему. Например, ITSM box от компании Lasmera, Asset box от компании IT Expert.
- Серверы, облачные сервисы, дата-центры — вместо Cloudflare можно обратиться к российским Selectel, Qrator или Stormwall.
- В сфере маркетинговых инструментов тоже есть качественные отечественные разработки. ManyChat можно заменить на SaleBot, BotHelp, Senler, Robochat или Slashstart. Вместо Google Analytics — «Яндекс.Метрика», вместо Wix — inSales или LPmotor.
Если же говорить о специализированных программах, которые нужны в логистике, энергетике или на производстве, то с ними сложнее. В этих сферах активно использовались зарубежные разработки, аналоги которых российским разработчикам еще предстоит создать. Это потребует времени: разработка платформы может занять не один год, кроме того, необходимо будет подготовить все к миграции с одного ПО на другое и обеспечить качественную интеграцию между сервисами от разных вендоров.
Еще один важный момент — цифровая безопасность. Хорошая новость в том, что с уходом западных антивирусов российский бизнес без защиты не останется. У нас есть Kaspersky, «Доктор Веб», различные инхаус-разработки в компаниях — эта сфера в отечественном ИТ традиционно сильна.
Но здесь стоит понимать, что безопасность — это не только вирусы и атаки, но и уязвимости в используемом ПО. И вот с этим могут быть проблемы, если пользоваться программами от западных вендоров, которые отказались обновлять свои продукты у российских пользователей. Каждая новая версия закрывает пробелы в безопасности и исправляет ошибки. Если нет поддержки, остается старая версия. А значит, искать уязвимости и избавляться от них отделу цифровой безопасности компании придется самостоятельно.
В любом случае никогда не лишним будет заглянуть в Реестр отечественного программного обеспечения, который составляет и пополняет Минцифры. Сейчас в нем почти 13 тыс. наименований, среди которых вполне можно найти нужный аналог.
Импортозамещение для пользователей
В первую очередь санкции зарубежных разработчиков касаются бизнеса, а не отдельных пользователей. Та же Figma, например, замораживает только корпоративные аккаунты. Бесплатные личные остаются функциональными, и в них по-прежнему можно работать.
Для учебы или совместной работы с документами все еще доступны «Google Документы», но, если сервисы Google отключат, можно мигрировать на «Яндекс». У российского ИТ-гиганта можно найти аналог Notion (Yandex Wiki), «Google Диска» («Яндекс.Диск»), Trello (Yandex Tracker), «Google Форм» и «Google Документов» («Яндекс.Формы» и «Яндекс.Документы»).
С софтом для дизайна, конечно, сложнее.
- Заменить Photoshop или Illustrator целиком очень непросто, но можно дать шанс AliveColors. Интерфейс и функционал очень похожи на привычный Photoshop, но стоимость значительно ниже.
- Вместо Depositphotos есть фотобанки «Лори», Pressfoto. Или вовсе можно сэкономить и отправиться в бесплатные фотостоки вроде Unsplash или Pixabay.
С платными сервисами и приложениями, которые не заявили об уходе от российских пользователей, могут возникнуть проблемы с оплатой. Российские карты не принимаются зарубежными продавцами, поэтому приходится придумывать «костыльные» методы — сложные, долгие и не всегда безопасные. Поэтому, если есть возможность выбрать отечественный сервис, лучше это сделать. Кроме того, стоит заранее подготовиться к миграции, чтобы не потерять свои данные.
Разумеется, в первое время будет непривычно. Новый интерфейс, отличающийся функционал — пользователь в целом довольно консервативен, и такая принудительная миграция просто не может не расстраивать. Однако, как бы то ни было, российские сервисы позволят продолжить работать, хранить данные, распределять задачи и выполнять другие функции. А увеличившийся спрос и внутренняя конкуренция дадут российским ИТ-сервисам мощный стимул к развитию.