Катализатор для высокого передела
Наиболее чувствительными сферами к западным санкциям в отношении отечественного химпрома стали продукты тонкого передела, специальная химия и оборудование. На импортозамещение необходимых компонентов и технологий потребуется несколько лет.
В отношении России с 10 июля 2022 года начнет действовать запрет Евросоюза на экспорт широкого ассортимента химической продукции и оборудования, а также на импорт товаров из этого сектора страны. Под ограничительные меры попало несколько десятков наименований, начиная от крупнотоннажных полимеров и заканчивая специальной химией.
В частности, запрет на поставки из России в Европу коснулся полипропилена и сополимеров пропилена. В этом секторе страна занимала существенную долю европейского рынка — 42%, как следует из расчетов Центра экономического прогнозирования Газпромбанка. Но, вероятнее всего, полипропилен российским производителям будет легче переориентировать на другие рынки, включая внутренний, чем базовые органические и неорганические вещества, отмечает эксперт центра Нина Адамова. Речь идет о таких продуктах, как гидразин, фосфинаты, ациклические и циклические углеводороды, спирты, кроме метанола, а также эфиры и фенолы. Доля Евросоюза (ЕС) в общем объеме экспорта российских производителей перечисленных веществ доходила до 84%.
Общий объем ущерба от применения пятого пакета санкций эксперты Газпромбанка оценивают в 3% экспортной выручки химического комплекса России, полученной в 2021 году. То есть компании недополучат около $1 млрд.
В то же время еще одного крупного химического сектора — минеральных удобрений — санкции пока коснулись только условно. Несмотря на то что удобрения (хлористый калий и калийсодержащие комплексные удобрения) попали в список, для них предусмотрена квота на допустимый объем импорта в ЕС из России до 9 июля 2023 года. Для комплексных калийсодержащих удобрений объем этой квоты превышает весь объем экспортных поставок таких удобрений из России в ЕС за 2021 год.
Незаменимые есть
Поставки продукции из Европы в Россию, попавшие под запрет, можно условно разделить на три основных группы: тонкая и специализированная химия, инженерные и прочие полимеры, а также оборудование и его компоненты, например катализаторы. По расчетам Нины Адамовой, ЕС запрещает ввозить в Россию самую разную продукцию на $5 млрд, исходя из данных внешнеэкономической деятельности за 2021 год. Для сравнения, отмечает она, весь импорт химического комплекса России в 2021 году составил $40,3 млрд, то есть речь идет примерно о 12% всего импорта в индустрии.
Эксперты сходятся во мнении, что заместить некоторые из запрещенных к экспорту из ЕС позиций пока не представляется возможным. Как отмечает глава Центра отраслевых исследований Андрей Костин, дефицит особых марок химической продукции, продуктов тонкого передела, а также спецхимии ударит по многим отраслям российской промышленности, начиная от автомобильной и заканчивая текстильной. Например, пятый пакет санкций запрещает для ввоза в РФ широкий перечень лакокрасочных материалов и пигментов, часть которых используется при промышленной сборке автомобилей. В этой сфере доля импортных поставок доходит до 70%.
Как отмечает Нина Адамова, несмотря на низкую совокупную цифру для отдельных небольших сегментов, зависимость от европейского импорта в российском химическом секторе высока. Под запрет попали, например, химические вещества для кормовых добавок (метионин), соединения магния, служащие сырьем для фармотрасли, акриловые полимеры и смолы, а также полимеры и сополимеры олефинов, стирола, винилхлорида, винилацетата (в том числе полиизобутилен, необходимый в производстве смазочных материалов).
Независимый эксперт Леонид Хазанов добавляет, что до санкций российская химическая промышленность очень зависела от импорта из Европы эпихлоргидрина, монохлоруксусной и изофталевой кислоты, малеинового ангидрида, толуилендиизоцианатов и полиизоцианатов, ионообменных смол, полисульфонов и иных продуктов органического синтеза. Теперь же ее зависимость обостряется, говорит эксперт: «Даже если конкретные виды продукции, необходимые отечественным химическим предприятиям, не входят в тот или иной санкционный пакет, их европейские поставщики все равно осторожничают и предпочитают прекращать отношения с потребителями в нашей стране».
Проблему, по мнению Леонида Хазанова, усугубляет то, что заявленные за последнее время или уже осуществляемые проекты по созданию производств дефицитных химикатов не смогут быстро полностью заменить импорт. Для устранения зависимости от ввоза из-за границы химических соединений может потребоваться минимум два—четыре года, и то при условии полноценного финансирования и реализации инвестиционных проектов без сбоев и задержек. Завоз же химических соединений из КНР вместо Европы может рассматриваться как мера, сопряженная с лишними затратами, считает Леонид Хазанов: «Китайские поставщики не преминут возможностью поднять цены выше европейского уровня».
Катализатор катализатору рознь
В секторе оборудования около 10% химических процессов на нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах могут остаться без необходимых катализаторов, говорит основатель Engineering & Consulting PFA Alexander Gadetskiy Александр Гадецкий. Прежде всего это касается производств полиэтилена, полипропилена, а также окиси этилена, где традиционно использовались импортные катализаторы. Также речь идет о специфической продукции, производством которой в мире занимается только одна компания. При этом эксперт отмечает, что в остальных случаях на заводах применяются российские катализаторы. Часть подобного оборудования, которое Россия не производит, можно покупать в Китае на время отсутствия национальных разработок.
В крупнейшей российской химической компании — «Сибуре» — подтверждают трудности с закупкой необходимых компонентов и оборудования в связи с текущими логистическими ограничениями и уходом ряда зарубежных компаний с российского рынка. Речь в первую очередь идет, пояснили в компании, о не производимых на отечественном рынке в достаточном объеме сырьевых продуктах для нефтехимии, а также оборудовании для поддержания производственных мощностей. «Наша команда прорабатывает альтернативные варианты закупок в различных географиях и у разных поставщиков. Также мы помогаем нашим клиентам, оказывая консультации по закупке необходимых для поддержания их производств компонентов», — сообщили в «Сибуре». Компания предложила своим потребителям — переработчикам пластиков, например, не держаться за ту продукцию, производство которой стало невозможно, а гибко менять ассортимент и упрощать упаковку.
Комплексный взгляд
Глава Российского союза химиков (РСХ) Виктор Иванов отмечает, что сейчас в наиболее сложном положении оказываются небольшие независимые компании. Крупные, вертикально интегрированные структуры, по его словам, обладают большим унифицированным потенциалом внутрикорпорационных связей в отрасли по выпуску базовых химических продуктов, что обеспечивает их устойчивое развитие. Для этих систем такие внешние факторы, как санкции, создают издержки и ограничения, но не имеют столь существенного влияния на их производственные процессы и даже планы, а вот малый и средний бизнес при этом находится в зоне активных турбулентных изменений, говорит Виктор Иванов: «Для них это время тяжелейших испытаний и проверки на прочность. Жизнеспособность таких компаний зависит от многих факторов, но всегда только деятельная и активная стратегия дает результаты и помогает выстоять под натиском санкционных ограничений и кризисных явлений, связанных с нехваткой финансов, сырья, оборудования».
«Для принятия адекватного решения в разработке программы импортозамещения в химическом комплексе, необходимо как минимум иметь реалистичную картину в целом по актуальным потребностям в химпроме, — говорит Виктор Иванов. — Не последней задачей будет помочь отечественным поставщикам химических продуктов и решений для различных отраслей промышленности найти кратчайшие дороги к потребителям и рассказать о потенциале их возможностей в текущей повестке национальных задач России».
Участники химического рынка не сомневаются, что в перспективе необходимые России продукты будут или разработаны и произведены самостоятельно, или их получится найти в дружественных странах. Но на это потребуется не один год. Завод даже по самой простой технологии с нуля строится как минимум за три года, говорит один из участников рынка.
Как отмечает Александр Гадецкий, многие технологии в России существовали во времена СССР. Так, в малотоннажной и специальной химии из 5 тыс. коммерциализированных сейчас продуктов 4 тыс. выпускались в Советском Союзе. Эксперт отмечает, что сейчас в России происходит «бумажный» ажиотаж проектов в малотоннажной химии, но сколько из них будет воплощено в жизнь — большой вопрос. Из реальных проектов эксперт называет «Волгахим» и создание производства органических перекисей, для которых уже есть финансирование.
Как отмечает директор по развитию НПП «Русхимсинтез» Дмитрий Амбарцумов, в России есть множество реализуемых химических проектов по импортозамещению, но пока они находятся на начальных стадиях — разработки технико-экономического обоснования, выпуска пилотных образцов или даже идей. В частности, речь идет о компонентах для производства лакокрасочных материалов, клеев и композитных материалов — отвердителях, пленкообразователях и проч. Тем не менее даже для производства стандартных материалов зачастую не хватает продукции базовой химии, которую приходится импортировать: в России не производятся алифатические и циклоалифатические амины, изоцианаты, эпоксидные смолы, многие мономеры и т.п. — все это отсутствующие на данный момент звенья производственных цепочек.
Помимо этого, говорит топ-менеджер, есть возможность для запуска производства химической базы для вакцин, катализаторов, средств защиты растений, функциональных добавок и сложных конструкционных полимерных материалов, которые выпускались в СССР, но позже их производства были утрачены.
Для перевода проектов из стадии идеи в стадию реализации необходима четкая государственная политика развития химической отрасли, согласованная с участниками рынка и экспертами. Необходимо адресное финансирование проектов, так как в большинстве случае те или иные производства критически важны для государства в части безопасности страны. При этом не всегда эти проекты должны реализовываться крупными игроками, надо дать возможность малому бизнесу активнее участвовать в импортозамещении, считает Дмитрий Амбарцумов.
«Нужна госпрограмма химизации народного хозяйства страны»
Виктор Иванов, президент Российского союза химиков
В 2021 году в денежном эквиваленте Россия поставляла на внешние рынки химическую продукцию на $25,7 млрд, а импортировала — на $27 млрд. Диспропорция сохранялась на протяжении многих лет. Вывозили мы главным образом продукты низкого передела, а ввозили продукцию с высокой добавленной стоимостью: катализаторы, красители, присадки к моторным топливам и маслам, ускорители, антиокислители и др.
Пятый пакет санкций предполагает запрет на экспорт в Россию широкого спектра такой продукции, а также оборудования, в том числе для СПГ-проектов. Отдельно введен запрет на ввоз определенных химических продуктов, соединений металлов, некоторых полимеров, необходимых для наращивания промышленных возможностей. Особого внимания и поддержки требует, в частности, химическое машиностроение. Впрочем, у многих отечественных компаний за последние десять лет сложилась перспективная практика отказа от импортного сервиса по истечении гарантированного срока обслуживания. Определенных результатов в химическом машиностроении удалось добиться и благодаря качественным межотраслевым кооперациям. В текущих условиях промышленности в целом как минимум необходимо отказаться от практики превозносить импорт и недооценивать отечественных поставщиков. Многое мы умеем делать, а что не умеем — обязательно научимся. Например, для производства аммиака в стране есть все необходимое: газ, электроэнергия, ресурс оборудования, кадры, спрос.
Да, узкие импортозамещающие издержки могут возникнуть в поставках катализаторов, запасного ремонтного фонда. Поэтому крайне важно объективно определить востребованные в различных подотраслях промышленной химии базовые продукты, по которым пока не сформировано адекватное предложение. И такая работа начата: Минпромторг РФ совместно с химическим сообществом работает над актуальной программой импортозамещения.
Есть потенциал для расширения сотрудничества с Китаем, Ираном, Латинской Америкой, Венесуэлой и Мексикой. Кооперация с Белоруссией может в значительной степени снять проблему обеспечения легпрома в полиэфирных волокнах и нитях. Надо организовать в России производство ПЭТФ текстильного назначения, а также волокон специального назначения для авиа, космо-, ракетостроения и гражданских сфер применения.
Стратегически важно уже сейчас изменить внешнеэкономическую политику: необходимо настойчиво развивать внутренний рынок химической продукции на основе единой госпрограммы химизации народного хозяйства страны.