Новые технологии в VR

РБКHi-Tech

Воронежские предприниматели делают уникальные трекеры для виртуальной реальности

Текст Валерия Позычанюк

Петр Севостьянов и Андрей Десятов познакомились случайно: первый искал в свой проект программиста, и знакомый случайно дал ему номер «не того Андрея». После того ошибочного звонка прошло почти десять лет: за это время воронежские предприниматели успели создать две совместные компании в сфере виртуальной реальности (VR) и привлечь около $3 млн инвестиций.

Андрей Десятов

«VR — моя студенческая мечта. Конструировать устройства для виртуальной реальности я пытался еще студентом. Но было понятно: для «железного» проекта не хватит ни технической подготовки, ни ресурсов», — вспоминает Севостьянов. На последних курсах Воронежского архитектурно-строительного университета он взялся за «более реалистичный» бизнес — разработку интерактивных презентаций недвижимости «в формате компьютерных игр». Для крупного проекта с московским департаментом образования и понадобилась помощь программистов.

Петр Севастьянов

Андрей Десятов как раз владел компанией по разработке софта для бизнеса. «Вместе мы сделали несколько сложных проектов, сработались, и я подумал: может, самое время вернуться к старой мечте?» — рассказывает Петр. Их первый VR-стартап стал органичным продолжением предыдущего бизнеса: предприниматели сделали гаджет для презентаций — голографический стол NettleBox. Это горизонтальный экран, на который выводятся трехмерные модели объектов, например зданий или эстакад. Человек смотрит на экран через 3D-очки и видит все постройки в формате голограммы.

«Чтобы это работало, просто вывести на экран 3D-картинку недостаточно. Нужно было научить устройство определять, откуда человек смотрит на изображение и под каким углом его нужно показать», — объясняет Севостьянов. Разработчикам пришлось придумать собственную систему трекинга — камеры, маркеры на 3D-очках, которые эти камеры улавливают, и программу, которая собранные данные обрабатывает. Ее разрабатывали с нуля и на собственные деньги: в проект только на старте потребовалось вложить около 1,5 млн руб., говорит Десятов. В итоге пользователи видели перед собой объект, который при хорошей прорисовке сложно было отличить от реального. Например, банка газировки, поставленная на экран, и показанная рядом виртуальная копия «на глаз» практически не отличались.

Достичь такого эффекта удалось в частности благодаря тому, что система научилась «предсказывать» траекторию движения пользователя в очках на 30 миллисекунд вперед и показывать ему картинку без задержки. «Обычно изображение в VR опаздывает, из-за этого и возникает головокружение, когда человек, например, ходит в VR-шлеме. Мы придумали, как сделать так, чтобы картинка появлялась без отставания», — говорит Севостьянов.

Технологию назвали antilatency — «антизадержка». Следующий проект, сделанный на ее основе, получил такое же название. Стартап Antilatency появился в 2015 году, когда предприниматели решили испытать технологию на игровом рынке. На разработку VR-трекера для отслеживания движений в виртуальной реальности ушло около полутора лет и $550 тыс., говорит Десятов. Деньги брали из доходов предыдущего проекта: голографические столы стоили от 1,5 млн руб. каждый и приносили около 20 млн руб. выручки в год.

«Antilatency — устройство, похожее на маленькую камеру с сенсорами и вычислительным модулем внутри. Оно закрепляется, например, на VR-шлеме и отслеживает перемещения в пространстве. Чтобы трекер мог определить, где находится, вокруг на полу раскладываются маркеры — инфракрасные датчики. Как только камера видит уникальный маркер, она автоматически определяет свое местоположение в пространстве», — объясняет Десятов. Человеку, который просто играет дома, будет достаточно четырех лент с маркерами для «очерчивания» игрового пространства. Если речь идет о большом парке с VR-играми, ленты кладутся равномерно под специальное напольное покрытие, продолжает сооснователь Antilatency.

Благодаря разработке в игре одновременно может участвовать неограниченное число пользователей, а площадка достигать площади в два футбольных поля, утверждают в компании. Из-за того что для оборудования площадки не нужно использовать дорогостоящие настенные камеры, как в других системах трекинга, стоимость проекта снижается в разы, говорит Александр Лукичев, руководитель отдела разработки продуктов компании DVR, которая создает VR-парки для командных игр.

«Сама по себе технология VR-трекинга не новая и не уникальная: например, на рынке давно работают американские Vicon и Optitrack, с помощью которых делаются спецэффекты в кино. Технологически это продвинутые устройства, но они очень дорогие», — отмечает Лукичев. Например, камера для трекинга, которая устанавливается по границам игровой площадки, у Optitrack стоит от $1 тыс., у Vicon — от $2 тыс. «А для оснащения самого обычного парка их потребуется как минимум 16. А кроме камер покупать нужно еще сами трекеры, оборудование, компьютеры. В итоге аттракцион обойдется создателям минимум в несколько десятков миллионов рублей», — оценивает эксперт.

Устройства Antilatency, старт продаж которых запланирован на сентябрь, будут стоить в десятки раз дешевле, обещают в компании (например, набор для одного игрока в домашних условиях — от $100). Лукичев соглашается с такой оценкой: если для обеспечения работы парка не нужны дорогостоящие камеры, стоимость проекта падает в разы. «Пример из практики: в одной компании, которая делает презентационные стенды для застройщиков, где покупатель может походить в VR по будущей квартире, заменили системы Optitrack на Antilatency, а всю остальную технику оставили той же. В итоге стоимость проекта упала с 3,5 млн до 850 тыс. руб.», — рассказывает Лукичев. DVR тоже тестировала системы российского стартапа, продолжает он: они «работают и вполне готовы к выходу на рынок».

За последний год основателям Antilatency удалось не только протестировать устройство, но и поучаствовать в акселераторе для VR-проектов тайваньской HTC, привлечь на разработку 120 млн руб. от ФРИИ (за 22% доли в компании) и грант 60 млн руб. от фонда «Сколково», а также открыть мини-офис в Сан-Франциско. В сентябре компания планирует выпустить первую серию трекеров в несколько тысяч штук. По планам основателей этот объем покроет все предзаказы — около 2 тыс. от пользователей и разработчиков игр и несколько десятков от крупных компаний.

50 млн руб составила выручка от NettleBox за 2017 год

59 человек работают над обоими проектами воронежских предпринимателей

$ 3 млн составили инвестиции ФРИИ и Фонда «Сколково» в проект Antilatency

Источник: данные компании

Фото: Antilatency

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Ольга Сварник: «Мозгу постоянно нужна новизна» Ольга Сварник: «Мозгу постоянно нужна новизна»

О мире, где человек вынужден конкурировать с нейросетями

РБК
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Подводный меч страны Чучхе Подводный меч страны Чучхе

Военно-морские силы КНДР обладают одним из крупнейших в мире подводных флотов

Наука и техника
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Секреты расшифровки Секреты расшифровки

Как прочесть берестяную грамоту?

Вокруг света
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Потерянные и обретенные Потерянные и обретенные

Истории пропавших шедевров напоминают сюжеты самых невероятных фильмов

Вокруг света
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Открыть в приложении