Новые технологии в VR

РБКHi-Tech

Воронежские предприниматели делают уникальные трекеры для виртуальной реальности

Текст Валерия Позычанюк

Петр Севостьянов и Андрей Десятов познакомились случайно: первый искал в свой проект программиста, и знакомый случайно дал ему номер «не того Андрея». После того ошибочного звонка прошло почти десять лет: за это время воронежские предприниматели успели создать две совместные компании в сфере виртуальной реальности (VR) и привлечь около $3 млн инвестиций.

Андрей Десятов

«VR — моя студенческая мечта. Конструировать устройства для виртуальной реальности я пытался еще студентом. Но было понятно: для «железного» проекта не хватит ни технической подготовки, ни ресурсов», — вспоминает Севостьянов. На последних курсах Воронежского архитектурно-строительного университета он взялся за «более реалистичный» бизнес — разработку интерактивных презентаций недвижимости «в формате компьютерных игр». Для крупного проекта с московским департаментом образования и понадобилась помощь программистов.

Петр Севастьянов

Андрей Десятов как раз владел компанией по разработке софта для бизнеса. «Вместе мы сделали несколько сложных проектов, сработались, и я подумал: может, самое время вернуться к старой мечте?» — рассказывает Петр. Их первый VR-стартап стал органичным продолжением предыдущего бизнеса: предприниматели сделали гаджет для презентаций — голографический стол NettleBox. Это горизонтальный экран, на который выводятся трехмерные модели объектов, например зданий или эстакад. Человек смотрит на экран через 3D-очки и видит все постройки в формате голограммы.

«Чтобы это работало, просто вывести на экран 3D-картинку недостаточно. Нужно было научить устройство определять, откуда человек смотрит на изображение и под каким углом его нужно показать», — объясняет Севостьянов. Разработчикам пришлось придумать собственную систему трекинга — камеры, маркеры на 3D-очках, которые эти камеры улавливают, и программу, которая собранные данные обрабатывает. Ее разрабатывали с нуля и на собственные деньги: в проект только на старте потребовалось вложить около 1,5 млн руб., говорит Десятов. В итоге пользователи видели перед собой объект, который при хорошей прорисовке сложно было отличить от реального. Например, банка газировки, поставленная на экран, и показанная рядом виртуальная копия «на глаз» практически не отличались.

Достичь такого эффекта удалось в частности благодаря тому, что система научилась «предсказывать» траекторию движения пользователя в очках на 30 миллисекунд вперед и показывать ему картинку без задержки. «Обычно изображение в VR опаздывает, из-за этого и возникает головокружение, когда человек, например, ходит в VR-шлеме. Мы придумали, как сделать так, чтобы картинка появлялась без отставания», — говорит Севостьянов.

Технологию назвали antilatency — «антизадержка». Следующий проект, сделанный на ее основе, получил такое же название. Стартап Antilatency появился в 2015 году, когда предприниматели решили испытать технологию на игровом рынке. На разработку VR-трекера для отслеживания движений в виртуальной реальности ушло около полутора лет и $550 тыс., говорит Десятов. Деньги брали из доходов предыдущего проекта: голографические столы стоили от 1,5 млн руб. каждый и приносили около 20 млн руб. выручки в год.

«Antilatency — устройство, похожее на маленькую камеру с сенсорами и вычислительным модулем внутри. Оно закрепляется, например, на VR-шлеме и отслеживает перемещения в пространстве. Чтобы трекер мог определить, где находится, вокруг на полу раскладываются маркеры — инфракрасные датчики. Как только камера видит уникальный маркер, она автоматически определяет свое местоположение в пространстве», — объясняет Десятов. Человеку, который просто играет дома, будет достаточно четырех лент с маркерами для «очерчивания» игрового пространства. Если речь идет о большом парке с VR-играми, ленты кладутся равномерно под специальное напольное покрытие, продолжает сооснователь Antilatency.

Благодаря разработке в игре одновременно может участвовать неограниченное число пользователей, а площадка достигать площади в два футбольных поля, утверждают в компании. Из-за того что для оборудования площадки не нужно использовать дорогостоящие настенные камеры, как в других системах трекинга, стоимость проекта снижается в разы, говорит Александр Лукичев, руководитель отдела разработки продуктов компании DVR, которая создает VR-парки для командных игр.

«Сама по себе технология VR-трекинга не новая и не уникальная: например, на рынке давно работают американские Vicon и Optitrack, с помощью которых делаются спецэффекты в кино. Технологически это продвинутые устройства, но они очень дорогие», — отмечает Лукичев. Например, камера для трекинга, которая устанавливается по границам игровой площадки, у Optitrack стоит от $1 тыс., у Vicon — от $2 тыс. «А для оснащения самого обычного парка их потребуется как минимум 16. А кроме камер покупать нужно еще сами трекеры, оборудование, компьютеры. В итоге аттракцион обойдется создателям минимум в несколько десятков миллионов рублей», — оценивает эксперт.

Устройства Antilatency, старт продаж которых запланирован на сентябрь, будут стоить в десятки раз дешевле, обещают в компании (например, набор для одного игрока в домашних условиях — от $100). Лукичев соглашается с такой оценкой: если для обеспечения работы парка не нужны дорогостоящие камеры, стоимость проекта падает в разы. «Пример из практики: в одной компании, которая делает презентационные стенды для застройщиков, где покупатель может походить в VR по будущей квартире, заменили системы Optitrack на Antilatency, а всю остальную технику оставили той же. В итоге стоимость проекта упала с 3,5 млн до 850 тыс. руб.», — рассказывает Лукичев. DVR тоже тестировала системы российского стартапа, продолжает он: они «работают и вполне готовы к выходу на рынок».

За последний год основателям Antilatency удалось не только протестировать устройство, но и поучаствовать в акселераторе для VR-проектов тайваньской HTC, привлечь на разработку 120 млн руб. от ФРИИ (за 22% доли в компании) и грант 60 млн руб. от фонда «Сколково», а также открыть мини-офис в Сан-Франциско. В сентябре компания планирует выпустить первую серию трекеров в несколько тысяч штук. По планам основателей этот объем покроет все предзаказы — около 2 тыс. от пользователей и разработчиков игр и несколько десятков от крупных компаний.

50 млн руб составила выручка от NettleBox за 2017 год

59 человек работают над обоими проектами воронежских предпринимателей

$ 3 млн составили инвестиции ФРИИ и Фонда «Сколково» в проект Antilatency

Источник: данные компании

Фото: Antilatency

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Заряженные на экологию Заряженные на экологию

Что оставляет меньший след в природе: электрокары или автомобили на бензине?

РБК
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
«Кузнец – это в первую очередь инженер» «Кузнец – это в первую очередь инженер»

Как ученые исследуют магнитное поле Земли? Влияют ли на нас магнитные бури?

Знание – сила
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
Открыть в приложении