Машина времени
Что если все современные технологии разом забросить в средневековье? Писатели-фантасты не раз задавались этим вопросом. Ответ на него можно получить на эстонском острове Сааремаа
Музыканты упирают в колени какие-то деревяшки и взмахивают смычками. Необычный инструмент звучит как возмужавшая и слегка простуженная скрипка да и выглядит похоже, только дека квадратная, а вместо грифа пустота, в которой артисты лихо орудуют пальцами. Это хийуканнель, скандинавская смычковая лира, на которой играют только в Эстонии.
Встретить хийуканнель на острове Сааремаа — обычное дело, равно как услышать старинный сааремааский диалект и попробовать блюда, приготовленные по древним рецептам. В силу изолированности от материка жизнь здесь не менялась, даже когда Эстония входила в состав СССР. Среди чуть более 30 000 постоянных жителей острова 98 % — эстонцы, тогда как в целом по стране четверть населения — русские.
Между тем Эстония — один из европейских лидеров по распространению интернета, государство с электронным правительством, электронными паспортами и электронными выборами, и к Сааремаа это тоже относится. Поэтому неудивительно, что под ногами «скрипачей» вся сцена опутана проводами, а старинный хийуканнель через современные колонки звучит то как обезумевшая электрогитара, то как большой симфонический оркестр.
Тест-драйв: Ненавязчивый сервис
Просто садишься в машину и не нажимаешь никаких кнопок, а в электронном закулисье закипает работа. Бесконтактные датчики незаметно, издалека измеряют температуру одежды седока. Понимая, что человек пришел с холода, компьютер включает подогрев сиденья — сперва на полную мощность. Датчики подскажут, когда нужно «убавить огонь», чтобы опекаемый не успел почувствовать себя стейком на сковородке. Тем временем климат-контроль мягко отапливает салон. Lexus знает, что для человека важна не столько температура воздуха, сколько температура тела, поэтому не врубает печку на полную и не шумит лишний раз вентилятором. Нужны ли такие сложности? Пожалуй, да. Ведь комфорт — это стихия нового ES. Переднеприводный Lexus не претендует на звание аттракциона для водителя, зато для пассажиров, особенно на заднем сиденье, он уютен, словно кресло у камина. Значит ли это, что на японском седане лучше ездить с шофером? Вовсе не обязательно. Просто путешествовать с максимальным комфортом на ES может не только владелец, но и его семья.