«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803
Продолжим наш рассказ о появлении современной науки. В прошлый раз мы закончили на том, что Великая конвергенция, или схождение «художеств и наук» в XVI—XVII веках раннего Нового времени сменила Великая дивергенция, или расхождение последних в XVIII—XIX веках. Есть всегда настоящее, в котором актуализируется прошлое и из которого прорастает будущее. Во все времена происходит актуализация наследия человечества с разной интенсивностью и качеством. Современная наука выросла из античной натурфилософии и средневековой схоластики стран ислама и латинского Запада, где в занятия наукой интегрирована напрямую или косвенно цель доказательства существования бога и его познания как высшей сущности, истины, блага, природы, космоса, вселенной, проблема универсалий, т. е. общего и единичного. Поэтому влияние церкви можно назвать не только пагубным, но и благотворным, поскольку в результате тысячелетней традиции скрипториев в монастырских библиотеках1 спасено античное наследие научной мысли древней Греции и Рима: математика Пифагора (570—490 до н. э.), физика Аристотеля (384—322 до н. э.), геометрия Евклида (325—265 до н. э.), механика Архимеда (287—212 до н. э.), астрономия Птолемея (ок. 100 – ок. 170 н. э.). Топливо, необходимое для того, чтобы засияла сверхновая современной науки.
1. См., например, манускрипт «Сад наслаждений» (1195) с изображением круга «семи свободных искусств», созданный под руководством настоятельницы женского монастыря св. Одилии в Вогезах (Франция, Эльзас) Геррады Ландсбергской.