Съестнoе, которого больше нет
Буква «ъ» – не та, что существует сегодня и разделяет слоги в середине слов (твердый знак), а та, что была упразднена в 1918 году за ненадобностью (еръ), – хороший повод поговорить об утраченном, в том числе и в кулинарии
Прогресс не стоит на месте, и время уносит в небытие очень многое, включая еду, которая когда-то была самым рядовым явлением на столах в русских деревнях и боярских усадьбах. С возникновением новых продуктов питания, изменением состава прежних, совершенствованием кулинарных методик, бытовой техники и по ряду других причин перестают быть актуальными многие рецепты: раньше блюдо было любимо, а потом раз – и история стерла его из летописи, подчас не оставив даже описания способа приготовления.
Исчезновение некоторых кушаний можно только приветствовать – от какой-нибудь унылой затирухи, которая явно не соответствовала научным представлениям о том, как следует питаться, и была в рационе крестьян лишь из-за их бедности, до «роскошных и богатых» жареных лебедей. При Иване Грозном это «яство» активно готовили и подавали, например, с простоквашей, но с веками наши представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, немало изменились, и сегодня подобная «строка в меню» расценивается как вопиющая дикость и архаика. А вот об утрате других блюд впору лишь сожалеть, поскольку они представляли реальную ценность, были частью культуры и могли бы продолжать ею оставаться и дальше, если бы кто-то где-то что-то вовремя разузнал, приготовил, зафиксировал. И вопрос «Всегда ли стоит изобретать новое, пока не восстановлено то, что было когда-то изобретено, а затем забыто?» по-прежнему остается вопросом к нашему размышлению.