FLNG «Prelude»
В настоящее время разрабатываются крупные месторождения газа в Северном и Баренцевом морях, в Мексиканском заливе, у побережья Сахалина, Австралии, Малайзии и Индонезии.
Строительство заводов по сжижению газа морских месторождений требует огромных затрат для прокладки морских трубопроводов для транспортировки газа на переработку. Это становится нерентабельным в случае разработки малых газовых месторождений шельфа в силу их удаленности от берега. Для таких месторождений крупными компаниями-разработчиками были предложены плавучие заводы-хранилища сжиженного природного газа (СПГ – LNG), так называемые FLNG (Floating Liquified Natural Gas). Возможно использование таких судов и для переработки LPG (liquefied petroleum gas – сжиженный нефтяной газ) и газового конденсата.
Плавучий завод сжиженного природного газа представляет собой судно с функциями добывающей морской платформы, на борту которого размещены установки подготовки, очистки и осушки газа, технологические линии для его разделения и сжижения, танки для хранения СПГ. Завод оснащается системой отгрузки сжиженного газа на суда-газовозы.
FLNG располагается над месторождением газа, что позволяет избежать необходимости строительства длинных подводных трубопроводов и оставаться на месте до полного истощения месторождения. Поэтому очень важно, чтобы завод был устойчив ко всем неблагоприятным погодным явлениям, а в крайнем случае должна существовать возможность перемещения его в безопасное место.
Первым таким судном-заводом стал PFLNG Satu компании Petronas, установленный на газовом месторождении Kanowit у побережья Саравака в Малайзии. Первая продукция плавзавода была отгружена 3 апреля 2017 года на газовоз «Seri Camellia» грузовместимостью 150 200 м3. С середины 1990-х годов компания Royal Dutch Shell начала разрабатывать собственную технологию FLNG с намерением использовать ее для эксплуатации потенциальных газовых месторождений у побережья Намибии, Восточного Тимора, Австралии и Нигерии.