Финикийцы Азиатского материка
На древних землях между Оксом (Амударья) и Яксартом (Сырдарья), воспетых в зороастрийских священных книгах как созданная богом Ахура Маздой страна цветущих городов, плодородных долин и благодатных оазисов, переплетались исторические судьбы многих народов, различных по этническому составу, быту, религии, уровню культурного развития. Одному из них – согдийцам – суждено было сыграть блестящую цивилизаторскую роль в формировании многих письменностей центральноазиатского региона.
Раскопки в Самарканде, главном городе и сердце Согдианы, в середине прошлого века порадовали археологов красивыми росписями на стенах дворца ихшида (царя). Неизвестный художник полторы тысячи лет назад изобразил многолюдную свадебную процессию: всадники на верблюдах, вооруженные кинжалами, почтенные сановники и подруги невесты сопровождают в столицу принцессу из города Чаганиана. На одежде одного из мужчин, участвующих в шествии, достаточно хорошо различалась согдийская надпись. Расшифровав ее, ученые прочли текст: «Я чаганианский начальник канцелярии по имени Бур-Затак. Я прибыл в Самарканд с выражением почтения к самаркандскому царю. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня – я хорошо осведомлен о самаркандских богах и письменности…»
О чем осведомлен чаганианский канцелярист, современникам его было понятно без дополнительных разъяснений. Нам ответ на этот вопрос придется искать в истории…
В середине I тысячелетия до н. э. земли согдийцев в долине реки Зеравшан были провинцией персидской империи Ахеменидов. В конце IV века до н. э. в Среднюю Азию вторгаются фаланги Александра Македонского, летописцы которого с гордостью пишут о взятии Мараканда, как греки называли Самарканд. На рубеже эр Согдиана становится членом конфедерации, княжеств и вольных городов Центральной Азии, расположенных вдоль Великого Шелкового пути, на караванных тропах которого сходились люди, товары и идеи с разных концов Востока и Запада. А персидские, эллинистические, византийские, китайские, индийские культурные традиции, смешивавшиеся здесь веками, дали жизнь самобытной культуре Согдийской ойкумены от Бухары, Самарканда и Худжанда до Великой Китайской Стены.