Библиотеки античности
Первые библиотеки человечества – храмы Муз, хранители знаний и древнейших литературных произведений. Какова их судьба? Что значили они для людей того времени и что значат их утерянные сокровища для нас? Об этом – статья специалиста по античной литературе Любови Борисовны Сумм.
Античная литература, для нас исток и первоначало, в том мире, где она возникла, была новичком, чуть ли не выскочкой. Гомера помещают в девятый-восьмой века до н. э., запись поэм состоялась во второй половине VI века до н. э. – «только что», если сравнить с египетскими папирусами или с глиняными табличками слоговой шумерской письменности третьего тысячелетия до н. э. В такой же глубокой древности возникают и библиотеки – храмовые, государственные, возможно, и частные. Так что первооткрывателями тут эллины вовсе не были, просто удачно сошлись в их руках два основных инструмента – алфавитное письмо (за которое они благодарили финикийцев) и папирус, именуемый финикийским же именем «библ» – отсюда и «Библия», и «библиотека».
Как техническое новшество, письменность могла вызывать и подозрение: инвектива Платона против книг, которые-де приучают полагаться на внешние средства и тем самым ослабляют память и способность самостоятельно мыслить, напоминает современные возражения против гаджетов. С другой стороны, новизна привлекательна, и в греческой драме, разыгрываемой перед поголовно грамотными гражданами Афин, возникали сцены с побуквенным чтением или изображением букв элементами балета. В конце V века до н. э. Аристофан может позволить себе в комедии сопоставление стиля Эсхила и Еврипида, ибо уверен, что среди зрителей «каждый с книжкою под мышкой». Греческая классика, невероятный расцвет Афин V—IV веков до н. э., в значительной мере питается энергией открытия: Мы все можем читать! мы все можем писать! И сам Платон оставил потомкам больше текстов, чем любой автор до него.