Эта посредственность Бетховен
Как известно, Людвига ван Бетховена с самых ранних лет обучали музыке. Однако если бы в те времена существовали технология секвенирования генома и генетические консультации, специалисты, вероятно, посоветовали бы родителям мальчика не тратить время и деньги: согласно самым продвинутым генетическим тестам музыкант из их сына получится не то чтобы совсем бездарный, но по профессиональным меркам – ниже среднего уровня.
Разумеется, тогда, четверть тысячелетия назад, таких тестов не существовало. Зато они существуют сейчас. И уже некоторое время назад из сохранившейся пряди волос Бетховена был извлечен генетический материал, позволивший прочитать полный геном великого композитора. Он уже был предметом исследований, в которых изучались генетические факторы риска различных заболеваний. В частности, анализ генома Бетховена показал высокую предрасположенность его обладателя к заболеваниям печени – что полностью согласуется с тем, что мы знаем о здоровье композитора по историческим источникам.
И вот недавно другая группа ученых проанализировала этот геном на предмет генетической предрасположенности к занятиям музыкой. Для него был рассчитан специальный полигенный индекс – показатель, учитывающий все однонуклеотидные полиморфизмы (SNP), для которых доказана хотя бы небольшая, но достоверная корреляция с музыкальными способностями. Причем каждый SNP входит в этот индекс со своим «весом», соответствующим величине такой корреляции. Затем полученную величину сравнили с аналогичными показателями тех участников двух массовых генетических обследований, для которых количественно оценивались музыкальные способности (в частности, чувство ритма). В одной базе данных таких персон набралось 8344 (из которых 5648 достигли чего-то заметного в музыке), в другой – 6150. В обоих сравнениях индекс Бетховена оказался намного ниже среднего: в одном случае он попал в 9‑й процентиль, в другом – в 11‑й. Это означает, что у 91% лиц из первой группы и 89% из второй индекс генетической предрасположенности к занятиям музыкой был выше, чем у него.