Триумф и падение
Когда в 334 году Александр Македонский, 2380 лет со дня рождения которого отмечалось в этом году, ввел войска в Малую Азию, он лишь следовал планам отца. Тот давно собирался отторгнуть Малую Азию от Персидской державы. В 336 году, в год своей смерти, Филипп II даже направил туда небольшой экспедиционный отряд. Но хотел ли он ограничиться лишь «освобождением» исконных греческих земель? Историки полагают, что при всей своей решительности он вряд ли отважился бы на поход в дальние провинции Персидского царства. А Александр? Планировал ли он поначалу захватить лишь Малую Азию? Объявить о создании Великого Македонско-греческого царства?
Когда меняются планы
Вероятно, всё изменила битва при Иссе в ноябре 333 года. После победы Александр потребовал от персидского царя Дария III, чтобы тот отныне именовал его «царем Азии». Весь следующий год он методично покорял восточное побережье Средиземного моря, достиг Египта и без сопротивления занял эту огромную страну, взяв на себя управление ею.
Очевидно, с этого момента он уверовал в то, что может завоевать всю державу Ахеменидов (Персидское царство). Мало того! Он не хотел теперь ничего другого: только полной победы над врагами. Именно тогда Александр велел отчеканить монету, стилизованную под персидские деньги. На ней он изображен в виде преемника ахеменидских царей.
Следующий важный момент в его жизни наступил, когда после захвата всех четырех персидских столиц – Вавилона, Суз, Персеполя и Экбатаны – он узнал о смерти Дария. Тот был свергнут и убит собственным сатрапом (наместником) Бессом, который объявил себя царем Персии.