Душа над тарелкой
«Что такое психовкус? Психовкус — это все о вкусе, но не сам вкус. Это ожидание и воспоминание, до и после, «душа над тарелкой». Это сумма факторов, влияющих на наше восприятие вкуса», — шеф-повар мультисенсорного экспериментального ресторана Ultraviolet в Шанхае Поль Пэре недвусмысленно признает, насколько важно все «вне тарелки» для впечатления от трапезы, которую он готовит. Цитата одного из главных мировых экспертов, приведенная в труде Чарльза Спенса «Гастрофизика», отчетливо фиксирует ключевой тезис новой науки о питании: удовольствие от еды, впечатление от блюда или напитка формируются не во рту, а в голове.
Станислав Песоцкий, шеф-повар гастрономического театра SVET, преподаватель курса «Овощи», а также интенсивов по русскому нордику и менеджменту кухни в STANFOOD
Мультисенсорность в гастрономии — уже не нечто особенное, а самостоятельная концепция. Лично я двумя руками за научный подход! Любые данные, подкрепленные научными трудами, дают преимущество — ты можешь делать то, чего не могут другие. И чем профессиональнее мы научимся воздействовать на органы чувств, тем лучше будем понимать, как продукт влияет на человека и какие создает впечатления.
Есть определенные моменты, комбинации, правила восприятия вкуса, и их нельзя игнорировать. Широко известная книга Боба Холмса полностью посвящена исследованиям на эту тему. Казалось бы, каким образом цвет стен или музыкальный фон могут влиять на восприятие еды? Это те самые невидимые нити, которые прямо или косвенно влияют на восприятие многогранного и многослойного ощущения, называемого вкусом. Существует специальная библиотека фудпейринга, науки о сочетании продуктов. В широком смысле слова эти знания стали нам доступны благодаря Хестону Блюменталю и команде физиков и химиков, помогающих ему исследовать природу вкуса. Есть специальный портал по фудпейрингу, а также книга более чем с 10 000 вкусовых комбинаций, которые очень хорошо работают друг с другом, несмотря на то, что они совершенно неочевидны. Например, кальмар и клубника или треска и черная смородина. Также есть многотомник, посвященный не только вкусу и его восприятию, но и самой природе продукта, Modernist Cuisine. The Art and Science of Cooking — целых восемь томов, посвященных разнообразным техникам и прочим формам взаимодействия продукта с окружающим миром.