Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены

ПУСКJamiyat

Маршрут в будущее

Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены.

Меня зовут роман Лебедев. С “Большой Переменой” я познакомился как волонтер, но уже четвёртый год работаю в фонде заместителем руководителя ресурсного центра, а также руковожу проектом запуска образовательного центра в Новосибирске.

Студенты

Почти все наши студенты - люди с опытом сиротства. Кто-то с рождения жил в детском доме, кто-то попал туда в старшем возрасте, кого-то взяли в семью после длительного проживания в учреждении. Часто это взрослые люди, которым нужно наверстать школьную программу, адаптироваться к условиям самостоятельной жизни, а для этого нужна огромная мотивация: когда тебе уже за 30, но все равно нужно найти в себе силы закончить 9 или 11 классов, чтобы поступить в колледж или вуз, найти подходящую работу и доказать себе, что ты можешь.

Наша задача, как команды педагогов, создавать условия, которые помогут нашим студентам добиться поставленных целей. Миссия нашего фонда - это развитие самостоятельности студентов. Мы помогаем им стать взрослыми не с биологической точки зрения, а в социальном понимании этого слова, - способными принимать решения, делать выбор и чувствовать себя комфортно в социуме. Важный блок нашей работы - это закрытие образовательных пробелов и освоение программы общеобразовательной школы. Несмотря на длительное обучение в детских домах и интернатах, их выпускники часто имеют лишь базовые знания по школьным предметам. Мы помогаем им успешно пройти этот путь, но не просто закрываем дыры в образовании, а стараемся научить применять эти знания и быть способными учиться самостоятельно.

Методики

Работа “Большой Перемены” построена на технологиях педагогической поддержки и социального партнёрства. Они позволяют нам в полной мере учитывать актуальные возможности всех участников образовательного процесса, видеть зоны развития наших студентов, делать эффективным наше взаимодействие и успешно решать педагогические и социальные задачи.

Наши образовательные подходы всегда в динамике - мы постоянно ищем новое, анализируем собственную практику, знакомимся с опытом коллег. Теоретическая опора наших методик - культурно-историческая теория Л. С. Выготского, идеи В.К. Зарецкого, М.И. Лисиной, концепция личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской и, конечно, концептуальные идеи О.С. Газмана, ученики которого, Нина Николаевна Михайлова и Семен Михайлович Юсфин, научные руководители нашего фонда, продолжили дело Олега Семеновича и принесли концепцию педагогической поддержки в практику “Большой Перемены”.

В работе с ребятами мы также активно используем основы коучингового подхода, с которыми познакомились благодаря сотрудничеству с Международным Эриксоновским Университетом коучинга. Все эти идеи - наша фундаментальная база, на которой мы создаем индивидуальные образовательные программы. Это даёт нам возможность в каждом отдельном случае добиваться положительного результата.

Программа

Мы выстраиваем для студента индивидуальную образовательную программу с ориентиром на его актуальные возможности и жизненные задачи, которые нужно решить конкретному человеку. В основе каждой программы лежат технологические подходы, проверенные временем, и общие программные модули, но она всегда уникальна, как и каждый студент.

Если говорить о возможностях человека, можно выделить три зоны: зона актуального развития - это те навыки и способности, в которых человек успешен уже сейчас, зона ближайшего развития - то, в чем он может быть успешен, но с поддержкой, и зона запредельного развития - такие способы действий, которые в данный период времени и при настоящих условиях человеку еще непосильны. Очень важное условие деятельности педагога - различение границ этих зон. Это способствует более точной работе, чтобы не усиливать опеку там, где студенты могут быть успешны самостоятельно, и не перегружать там, где нет ресурса на успех, и помогает создать доверительные отношения в процессе учебы, не выгорать специалистам и не терять мотивацию к учебе студентам.

Диагностика

Чтобы выстроить такую программу, необходимы точные диагностические данные. Диагностика в начале нашей работы с ребятами состоит из двух этапов, а дальше продолжается постоянно. Первый этап - знакомство. Здесь мы достаточно поверхностно выделяем актуальные возможности студента и ставим задачи на второй этап - расширенную диагностику. На этих этапах важно определить зону актуального развития студента - опору для всей дальнейшей работы.

Эта деятельность позволяет увидеть актуальные трудности и ближайшие задачи во взаимодействии со студентом, из которых строится индивидуальная образовательная программа. На этом этапе уже можно предположить, с чего начать путь к достижению цели, какое количество времени может потребоваться студенту, какие дисциплины и клубы нужно включить в программу и каким образом будет выглядеть кураторское сопровождение студента.

Педагоги

Педагог в “Большой Перемене” - и учитель, и помощник, и наставник, старший друг. Его задача - научить искать информацию, пользоваться ей для преодоления собственных трудностей, другими словами, подтолкнуть студента к самостоятельному решению вопросов и определению вектора своего развития, поиску ресурсов для реализации своих целей.

Мы придерживаемся мнения, что каждый человек уникален и требует индивидуального подхода в обучении. В случае с нашими студентами это особенно важно. Многие ребята имеют проблемы в усвоении информации и социализации и другие особенности, усложняющие процесс образования. И чтобы каждый из них смог повысить качество собственной жизни, добиться желаемых результатов или просто сделать больше, чем есть сейчас, рядом должны быть первоклассные заинтересованные педагоги. Работа педагогов не заканчивается с окончанием занятия со студентом. Это полное погружение в педагогический процесс с активным использованием и основных компетенций, и soft skills, которыми должен обладать педагог.

Мы постоянно совершенствуем программы, стараемся развивать новые направления работы и масштабировать деятельность фонда. Например, в этом году мы открыли новую площадку “Большой Перемены” в Новосибирске. И это уникальный для нас проект: в образовательной программе новосибирского образовательного центра участвуют дети, начиная с 8 лет, хотя 18 лет до этого мы работали только со взрослыми студентами, которым было не меньше 14. Это условие поставило новую задачу: нам пришлось разрабатывать диагностический материал для новой возрастной группы участников, искать специалистов, умеющих выстраивать образовательный процесс в таких условиях, организовывать кураторскую работу в тесном контакте с родителями наших студентов. Для нас это новая точка роста, и, конечно, тест нашей технологии педагогической поддержки.

Мы с радостью тиражируем свой опыт за пределами центра и активно делимся им на нашей научно-практической конференции, выступаем на круглых столах, консультируем коллег и идем к тому, чтобы поставить эту деятельность на поток, поэтому всегда рады, когда к нам обращаются за советом или обменом опытом.

Эмоции

“Большая Перемена” - это место, где гуманная педагогика действительно работает. Здесь она не только пропагандируется как принцип, а существует на практике, как в отношении студентов, так и в отношении специалистов. Этот подход лежит в основе формирования личностно-профессиональной общности, которая, по словам нашего научного руководителя, Нины Николаевны Михайловой, является залогом успешной деятельности специалистов.

Когда я попал сюда, то сразу понял, что именно так и представлял себе педагогический процесс, что здесь могут реализоваться мои представления о моем предназначении. Я на своем месте и меня окружают мои люди, близкие идеи и подходы в работе. Это мотивирует делать свое дело лучше и совершеннее, чтобы оказать поддержку как можно большему количеству людей.

Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Герои всегда идут в обход Герои всегда идут в обход

Истории из жизни «Большой Перемены»: как ребятам помогают педагоги и кураторы?

ПУСК
Дети аквамарина Дети аквамарина

Продолжение рассказа Игоря Вереснева

Наука и жизнь
Почему у советских грузовиков такие странные колеса Почему у советских грузовиков такие странные колеса

Странные колеса? Никаких украшательств, все только для пользы

Вокруг света
38 м² 38 м²

Квартира с яркой мебелью по проекту Анны Силаичевой

AD
Не только поесть: 5 причин, которые заставляют нас регулярно посещать кафе и рестораны Не только поесть: 5 причин, которые заставляют нас регулярно посещать кафе и рестораны

Как владельцы заведений получают выгоду, играя на наших чувствах

Вокруг света
Без словаря Без словаря

Французская актриса Забу Брейтман читает русскую душу на языке оригинала

Seasons of life
«Превосходным руководителем можно стать вне зависимости от пола» «Превосходным руководителем можно стать вне зависимости от пола»

Женщины-CEO — о том, как решать вопрос с гендерным равенством в бизнесе

РБК
23 м² 23 м²

Женский вариант гарсоньерки: хозяйка очень любит Париж

AD
Виктория Пархоменко: «В людях я ценю простоту» Виктория Пархоменко: «В людях я ценю простоту»

Шеф-кондитер Виктория Пархоменко — о профессии и источниках вдохновения

Bones
59 м² 59 м²

Квартира с яркими акцентами по проекту Ильи Гульянца

AD
Дольче и пиканте Дольче и пиканте

Иностранцам многое откроется, если внимательно смотреть, слушать и пробовать

Bones
Шестое чувство Шестое чувство

Психолог Ирина Млодик — об умении дружить и о том, как изменилась дружба

Seasons of life
Придуманная жизнь Придуманная жизнь

Почему основателя Group-IB Илью Сачкова обвиняют в госизмене

Forbes
Трудности доказательного перехода Трудности доказательного перехода

Как данные, собираемые университетами, могут быть полезны

Наука
55 м² 55 м²

Двухуровневая квартира архитектора Элины Смаиловой

AD
90 м² 90 м²

Квартира в старом фонде, в которую добавили цвета и естественного света

AD
Семейная сказка по-новосибирски Семейная сказка по-новосибирски

Как работает новый центр социально-педагогической поддержки Большой перемены

ПУСК
Торговое оборудование Торговое оборудование

Как друзья из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд

Forbes
Un italiano vero Un italiano vero

Согласно данным исследования YouGov, итальянская кухня самая популярная в мире

Bones
Как роман Как роман

Почему Франция — одна из законодательниц мод в книжном мире

Seasons of life
92 м² 92 м²

Спокойный интерьер с азиатскими мотивами по проекту Ольги Солнышковой

AD
Адриен и Клэр Адриен и Клэр

Художники Адриен Мондо и Клэр Барден — о творчестве в паре и будущем

Seasons of life
Эрудиция против поисковиков Эрудиция против поисковиков

Зачем много знать и помнить в эпоху интернета

РБК
43 м² 43 м²

Цветовая гамма в квартире оттеняет живопись из коллекции хозяйки

AD
«Новые технологии стерли былые социальные перегородки» «Новые технологии стерли былые социальные перегородки»

Пятерка главных «гуманитарных» трендов, изменивших мир за 15 лет

РБК
Дальневосточная кухня Дальневосточная кухня

Кухня Дальневосточного края — интересный и неоднозначный феномен

Bones
90 м² 90 м²

Собственная квартира Марии и Павла Ивановых из FullHouseDesign

AD
49 м² 49 м²

Квартира с панорамным видом на Серебряный Бор

AD
30 м² 30 м²

Квартира-каюта со встроенной мебелью

AD
80 м² 80 м²

Смелый дизайн в проекте Дарьи Васильковой и ее бюро Art Group.

AD
Открыть в приложении