Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены

ПУСКJamiyat

Маршрут в будущее

Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены.

Меня зовут роман Лебедев. С “Большой Переменой” я познакомился как волонтер, но уже четвёртый год работаю в фонде заместителем руководителя ресурсного центра, а также руковожу проектом запуска образовательного центра в Новосибирске.

Студенты

Почти все наши студенты - люди с опытом сиротства. Кто-то с рождения жил в детском доме, кто-то попал туда в старшем возрасте, кого-то взяли в семью после длительного проживания в учреждении. Часто это взрослые люди, которым нужно наверстать школьную программу, адаптироваться к условиям самостоятельной жизни, а для этого нужна огромная мотивация: когда тебе уже за 30, но все равно нужно найти в себе силы закончить 9 или 11 классов, чтобы поступить в колледж или вуз, найти подходящую работу и доказать себе, что ты можешь.

Наша задача, как команды педагогов, создавать условия, которые помогут нашим студентам добиться поставленных целей. Миссия нашего фонда - это развитие самостоятельности студентов. Мы помогаем им стать взрослыми не с биологической точки зрения, а в социальном понимании этого слова, - способными принимать решения, делать выбор и чувствовать себя комфортно в социуме. Важный блок нашей работы - это закрытие образовательных пробелов и освоение программы общеобразовательной школы. Несмотря на длительное обучение в детских домах и интернатах, их выпускники часто имеют лишь базовые знания по школьным предметам. Мы помогаем им успешно пройти этот путь, но не просто закрываем дыры в образовании, а стараемся научить применять эти знания и быть способными учиться самостоятельно.

Методики

Работа “Большой Перемены” построена на технологиях педагогической поддержки и социального партнёрства. Они позволяют нам в полной мере учитывать актуальные возможности всех участников образовательного процесса, видеть зоны развития наших студентов, делать эффективным наше взаимодействие и успешно решать педагогические и социальные задачи.

Наши образовательные подходы всегда в динамике - мы постоянно ищем новое, анализируем собственную практику, знакомимся с опытом коллег. Теоретическая опора наших методик - культурно-историческая теория Л. С. Выготского, идеи В.К. Зарецкого, М.И. Лисиной, концепция личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской и, конечно, концептуальные идеи О.С. Газмана, ученики которого, Нина Николаевна Михайлова и Семен Михайлович Юсфин, научные руководители нашего фонда, продолжили дело Олега Семеновича и принесли концепцию педагогической поддержки в практику “Большой Перемены”.

В работе с ребятами мы также активно используем основы коучингового подхода, с которыми познакомились благодаря сотрудничеству с Международным Эриксоновским Университетом коучинга. Все эти идеи - наша фундаментальная база, на которой мы создаем индивидуальные образовательные программы. Это даёт нам возможность в каждом отдельном случае добиваться положительного результата.

Программа

Мы выстраиваем для студента индивидуальную образовательную программу с ориентиром на его актуальные возможности и жизненные задачи, которые нужно решить конкретному человеку. В основе каждой программы лежат технологические подходы, проверенные временем, и общие программные модули, но она всегда уникальна, как и каждый студент.

Если говорить о возможностях человека, можно выделить три зоны: зона актуального развития - это те навыки и способности, в которых человек успешен уже сейчас, зона ближайшего развития - то, в чем он может быть успешен, но с поддержкой, и зона запредельного развития - такие способы действий, которые в данный период времени и при настоящих условиях человеку еще непосильны. Очень важное условие деятельности педагога - различение границ этих зон. Это способствует более точной работе, чтобы не усиливать опеку там, где студенты могут быть успешны самостоятельно, и не перегружать там, где нет ресурса на успех, и помогает создать доверительные отношения в процессе учебы, не выгорать специалистам и не терять мотивацию к учебе студентам.

Диагностика

Чтобы выстроить такую программу, необходимы точные диагностические данные. Диагностика в начале нашей работы с ребятами состоит из двух этапов, а дальше продолжается постоянно. Первый этап - знакомство. Здесь мы достаточно поверхностно выделяем актуальные возможности студента и ставим задачи на второй этап - расширенную диагностику. На этих этапах важно определить зону актуального развития студента - опору для всей дальнейшей работы.

Эта деятельность позволяет увидеть актуальные трудности и ближайшие задачи во взаимодействии со студентом, из которых строится индивидуальная образовательная программа. На этом этапе уже можно предположить, с чего начать путь к достижению цели, какое количество времени может потребоваться студенту, какие дисциплины и клубы нужно включить в программу и каким образом будет выглядеть кураторское сопровождение студента.

Педагоги

Педагог в “Большой Перемене” - и учитель, и помощник, и наставник, старший друг. Его задача - научить искать информацию, пользоваться ей для преодоления собственных трудностей, другими словами, подтолкнуть студента к самостоятельному решению вопросов и определению вектора своего развития, поиску ресурсов для реализации своих целей.

Мы придерживаемся мнения, что каждый человек уникален и требует индивидуального подхода в обучении. В случае с нашими студентами это особенно важно. Многие ребята имеют проблемы в усвоении информации и социализации и другие особенности, усложняющие процесс образования. И чтобы каждый из них смог повысить качество собственной жизни, добиться желаемых результатов или просто сделать больше, чем есть сейчас, рядом должны быть первоклассные заинтересованные педагоги. Работа педагогов не заканчивается с окончанием занятия со студентом. Это полное погружение в педагогический процесс с активным использованием и основных компетенций, и soft skills, которыми должен обладать педагог.

Мы постоянно совершенствуем программы, стараемся развивать новые направления работы и масштабировать деятельность фонда. Например, в этом году мы открыли новую площадку “Большой Перемены” в Новосибирске. И это уникальный для нас проект: в образовательной программе новосибирского образовательного центра участвуют дети, начиная с 8 лет, хотя 18 лет до этого мы работали только со взрослыми студентами, которым было не меньше 14. Это условие поставило новую задачу: нам пришлось разрабатывать диагностический материал для новой возрастной группы участников, искать специалистов, умеющих выстраивать образовательный процесс в таких условиях, организовывать кураторскую работу в тесном контакте с родителями наших студентов. Для нас это новая точка роста, и, конечно, тест нашей технологии педагогической поддержки.

Мы с радостью тиражируем свой опыт за пределами центра и активно делимся им на нашей научно-практической конференции, выступаем на круглых столах, консультируем коллег и идем к тому, чтобы поставить эту деятельность на поток, поэтому всегда рады, когда к нам обращаются за советом или обменом опытом.

Эмоции

“Большая Перемена” - это место, где гуманная педагогика действительно работает. Здесь она не только пропагандируется как принцип, а существует на практике, как в отношении студентов, так и в отношении специалистов. Этот подход лежит в основе формирования личностно-профессиональной общности, которая, по словам нашего научного руководителя, Нины Николаевны Михайловой, является залогом успешной деятельности специалистов.

Когда я попал сюда, то сразу понял, что именно так и представлял себе педагогический процесс, что здесь могут реализоваться мои представления о моем предназначении. Я на своем месте и меня окружают мои люди, близкие идеи и подходы в работе. Это мотивирует делать свое дело лучше и совершеннее, чтобы оказать поддержку как можно большему количеству людей.

Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Одиночество и как с ним справиться? Одиночество и как с ним справиться?

Почему подростки испытывают одиночество?

ПУСК
Юлия Харитонова: «Я изучаю все и везде!» Юлия Харитонова: «Я изучаю все и везде!»

Шеф-кондитер с 20-летним стажем о собственном бизнесе и настоящем шоколаде

Bones
Не гудеть на сэндвичи, не есть жареную курицу вилкой, не делиться паролем от Netflix: самые странные законы США Не гудеть на сэндвичи, не есть жареную курицу вилкой, не делиться паролем от Netflix: самые странные законы США

Как случайно не нарушить закон в США

Вокруг света
Мотор кухни Мотор кухни

Кто стоит за успешным шефом?

Bones
Свет и блеск Достоевского Свет и блеск Достоевского

Тернистый путь, пройденный Фёдором Михайловичем Достоевским

Наука и жизнь
«Сначала лучше, потом дешевле. Сначала доходы, потом расходы» «Сначала лучше, потом дешевле. Сначала доходы, потом расходы»

Интервью руководителя ВТБ Private Banking Дмитрия Брейтенбихера

Forbes
63 м² 63 м²

Мария Единая оформила брутальный интерьер для своей подруги

AD
Трудности доказательного перехода Трудности доказательного перехода

Как данные, собираемые университетами, могут быть полезны

Наука
«У владельцев есть искушение превратить компании в кеш-машину» «У владельцев есть искушение превратить компании в кеш-машину»

Почему Forbes выбрал первого вице-премьера Андрея Белоусова регулятором года?

Forbes
Курсы дизайнеров Курсы дизайнеров

Как Александр Аврамов и Андрей Анищенко строят «единорога» в Латинской Америке

Forbes
Перелетные птицы Перелетные птицы

Эти герои — те, кто в предлагаемых обстоятельствах остается автором своей судьбы

Seasons of life
Мультишеф Мультишеф

Вопрос не в том, что ты делаешь что-то не то, главное — зачем вообще это делаешь

Bones
Кальмар Кальмар

Как правильно выбрать или поймать кальмара?

Bones
Искусственный интеллект и нейроморфные вычисления: второе дыхание Искусственный интеллект и нейроморфные вычисления: второе дыхание

Микрочипы постепенно приближаются к человеческому мозгу

Наука
Итальянский опыт Итальянский опыт

Мы попросили шеф-поваров — преподавателей академии поделиться своими рецептами

Bones
«Новые технологии стерли былые социальные перегородки» «Новые технологии стерли былые социальные перегородки»

Пятерка главных «гуманитарных» трендов, изменивших мир за 15 лет

РБК
Задать жару Задать жару

Хого – горячее блюдо, которое подают на праздники для большой компании

Вокруг света
Мир в корзине Мир в корзине

У баскетбола есть и конкретные «родители» – преподаватели физкультуры

Вокруг света
Соединить экологию с экономикой Соединить экологию с экономикой

Как принципы ESG могут изменить современное производство

РБК
Школа мраморирования, или Танцующий завиток Школа мраморирования, или Танцующий завиток

В оформлении книг издавна использовали пёструю бумагу ручной выделки

Наука и жизнь
Бояться нельзя работать Бояться нельзя работать

Евгения Кац о программе трудоустройства для жителей ПНИ № 30

ПУСК
Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Два века путешествий Два века путешествий

Русское географическое общество и его архив – собрание редчайших документов

Вокруг света
Вес слова Вес слова

Если карьера не задалась, у вас есть реальный шанс стать преуспевающим спикером

Forbes
Алексей Володин: «Страхование киберрисков займет до 50% рынка» Алексей Володин: «Страхование киберрисков займет до 50% рынка»

Алексей Володин о том, почему тарифы неизбежно будут повышаться

РБК
Достигли вершин Достигли вершин

Новая жизнь бабушкиных вещей в квартире в деревушке Кран-Монтана

AD
Не рыба, но удочка Не рыба, но удочка

Ирина Ладыгина об особых студентах «Большой перемены»

ПУСК
Мыслю — значит существую Мыслю — значит существую

Игорь Пивоваров — об искусственном интеллекте и бизнесе, с ним связанном

Наука и жизнь
Нормы красоты Нормы красоты

Какие проблемы сегодня актуальны для индустрии красоты?

Forbes Life
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
Открыть в приложении