Тысяча заводов – одно детище: самолет
Невзрачные с виду детали – обечайка воздухозаборника двигателя с трубопроводом обогрева – плоды труда заготовительно-штамповочного производства
Здравствуйте, дорогие читатели! Возможно, вам встречался забавный рисунок, показывающий, каким видят самолет прочнисты, каким – вооруженцы, аэродинамики, «АОшники» (специалисты по авиационному оборудованию) и сотрудники других отделов конструкторского бюро. Разумеется, их пожелания противоречивы: аэродинамики стремятся сделать сложную механизацию крыла, чтобы машина на посадке держалась в воздухе на возможно меньшей скорости, а прочнисты не могут выполнить сложную конструкцию одновременно прочной и легкой.
У всех как кость в горле стоят «АОшники» с «РЭОшниками» («радистами»): кабельные трассы и блоки оборудования требуют подхода не только для монтажа при сборке, но и для обслуживания и замены, что опять-таки противоречит задумкам прочнистов. Аэродинамики тоже недовольны: люки, съемные панели и прочие элементы, обеспечивающие подход, увеличивают сопротивление скоростному потоку...
Самолет тем и чудесен, что являет собой воплощенное сочетание всех требований. В первой статье цикла мы ознакомились с агрегатным производством, которое, по сути, воплощает требования прочнистов и аэродинамиков – создает «скелет» машины и геометрически точно выверенные обводы несущих поверхностей. Теперь пойдем дальше – ознакомимся с другими цехами авиационного завода, включая цех основной сборки. Конечно, названия, специализация и технологическое деление цехов меняются от завода к заводу, но в целом все летающие машины появляются на свет похожим образом – как слова составляются из одних и тех же букв.