Алгебра гармонии
«Тайную вечерю» Сальвадор Дали счел самым подходящим сюжетом, чтобы построить картину на пропорции, которую считал ключом к мировой гармонии
«Ядерный мистицизм», – так Сальвадор Дали назвал новую эпоху в своем творчестве, начавшуюся после Второй мировой войны. С одной стороны, художник стал живо интересоваться научным прогрессом. С другой – обратился к религии, ее догмам, символам и откровениям. И то и другое своеобразно отразилось в его творчестве. Для Дали наука и мистика не были взаимоисключающими вещами, наоборот, он полагал, что их соединение способно раскрыть тайны вселенной: «Я хочу увидеть и понять силу и скрытые законы вещей, чтобы получить над ними власть. У меня есть врожденное ощущение, что я владею необычайным оружием для того, чтобы проникнуть в суть реальности, – мистицизмом».
Воображение Дали занимали математические расчеты, связанные с мировой гармонией. Особенно интересовали художника принципы золотого сечения: это отношение двух неравных чисел, при котором большее относится к меньшему так же, как их сумма к большему (если это значение округлить, получится приблизительно 1,618). С подачи Матилы Гики – румынского князя, глубоко увлеченного философией и математикой и написавшего труды о золотом сечении как универсальной основе гармонии и красоты, Дали строил на этой пропорции композицию некоторых полотен. Читал художник и трактат «О божественной пропорции» жившего в эпоху Возрождения математика Луки Пачоли, который утверждал, что золотое сечение, как соотношение трех величин, символизирует Троицу. Неслучайно картина «Тайная вечеря», написанная Дали на ключевой евангельский сюжет, имеет форму золотого прямоугольника, длина которого относится к ширине в пропорциях золотого сечения. На над сценой за столом, отсылающей к другой, самой известной в истории живописи «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, парит построенный с помощью золотого сечения двенадцатигранник. Ту же фигуру сам Леонардо рисовал на иллюстрации к трактату «О божественной пропорции», а философ Платон (и Лука Пачоли вслед за ним) считал отображением сути Вселенной.