Красота по-японски
Летящие по ветру осенние листья и неровный край старой чаши для чайной церемонии – японцы во всем видят особую красоту, связанную с гармонией мира. В чем суть ключевых понятий японской эстетики?
Когда бы вы ни приехали в Японию, первыми новостями будут графики цветения
Январь – камелия, февраль – сливовый цвет, март – персик и груша, апрель – сакура, май – азалия, пион и глициния, июнь – ирис и гортензия, июль – лилия, август – лотос, сентябрь – семь трав осени, октябрь – хризантема, ноябрь – клен, декабрь – сосна и бамбук. Год от года в садах и парках растения, сменяя друг друга, цветут в определенном порядке, и за века существования японской культуры этот круговорот превратился в особый код японской эстетики, задающий тон окружающей жизни. Витрины магазинов, интерьеры ресторанов привлекают посетителей сезонным декором. Растения – символы времен года – издревле изображаются на кимоно. В повседневном облачении гейш, хранительниц традиционного уклада, принцип сезонности строго соблюдается по сей день. Кондитерские соревнуются друг с другом в искусстве создания сладостей в виде цветка сливы, гортензии или камелии. Посудные лавки выставляют на самые видные места вазы и чаши с изображением ириса в мае и хризантемы – в октябре. И даже производители туалетной бумаги вносят лепту в сезономанию, выпуская лимитированные коллекции с сакурой накануне прихода весны.
Традиция любования цветущими растениями – это глубже, чем восхищение красотой пейзажа. Трепетное отношение к цикличности времени издревле укоренилось в Японии как часть религиозного, синтоистского, сознания. Чередование сезонов стало ассоциироваться в этой стране с правильным устройством мироздания. В стремлении жить в гармонии с природой оттачивались грани японского восприятия красоты.