Обитатели пояса Койпера
Какие ещё небесные тела, оставшиеся не у дел после формирования солнечной системы, кроме карликовой планеты Эриды, описанной в первой части статьи*, оказались в далёком поясе Койпера? Некоторые из них достаточно хорошо изучены и преподнесли исследователям немало сюрпризов.
* Окончание. Начало см. «Наука и жизнь» № 1, 2024 г., стр. 81.
Эллипсоидная Хаумеа
Это, пожалуй, самый странный объект в поясе Койпера из всех, что астрономам довелось увидеть. Карликовая планета настолько мала, что её сил гравитации не хватило, чтобы сформировать сферу. Быстрое вращение придало ей продолговатую (эллипсоидную) форму, чем-то напоминающую камень морской гальки. Однако, несмотря на свои скромные размеры (длина — 2322 км, ширина — 1700 км и высота — 1138 км), Хаумеа имеет два спутника и даже кольцо.
Что из себя представляет эта карликовая планета? Как такую малютку смогли обнаружить учёные, и кому это удалось, ведь найти крошечные объекты на таком далёком расстоянии — задача не из лёгких.
Интригующее открытие
Обнаружили карликовый объект совсем недавно, причём в истории его открытия были свои интриги, поскольку на звание первооткрывателей претендовали две команды астрономов. Первая — группа Майкла Брауна из Калифорнийского технологического института, имеющая в копилке открытых ими тел других обитателей пояса Койпера: Эриду, Седну, Макемаке. Вторая — группа под руководством Хосе Луиса Ортиса из Института астрофизики Андалусии при обсерватории Сьерра-Невада в Испании.
Браун и его коллеги обнаружили Хаумеа на снимках ещё в декабре 2004 года. На тот момент они пытались найти за пределами орбиты Нептуна таинственную крупную Планету Х, а поскольку обнаруженный объект оказался слишком маленьким и не подходил под характеристики искомой планеты, команда не придала этому открытию особого значения и не стала объявлять о нём во всеуслышание. Только в июле 2005 года исследователи всё-таки решили сообщить о своей находке. Испанская же команда отправила письмо одной неделей позже, но её участники утверждали, что нашли крошечную планету на снимках ещё в 2003 году. Тут не было ничего странного — в истории астрономии известны случаи, когда один и тот же объект открывали разные учёные примерно в одинаковое время. Вспомним, например, споры вокруг открытия Нептуна (см. статью «В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун», «Наука и жизнь» № 10, 2023 г., стр. 81). Но в случае с Хаумеа всё было сложнее.