Ослепительная четверка
В китайской культуре – четыре идеала женской красоты. Эти женщины не просто воспеты современниками и потомками за выдающиеся внешние данные: своим очарованием они, как утверждается, вершили историю, губили и спасали царства.
Если верить древним хроникам, литературным произведениям и легендам, пятитысячелетняя история Китая не раз радикально менялась из-за прекрасных дам. Именно их красота оказывалась роковой для государств и правителей. О четырех знаменитых красавицах Поднебесной до сих пор пишут исторические романы, снимают кино и сериалы, а их изображения тиражируют на сувенирах.
Си Ши: «Прогоняющая рыб»
Красавица Си Ши жила на рубеже VI–V вв. до н. э., в эпоху Весен и Осеней, когда Китай был разделен на многочисленные враждующие княжества. Правитель южного княжества Юэ потерпел жестокое поражение от соседнего княжества У, однако решил отыграться и задумал хитроумную диверсию. Он отыскал в своих владениях самую прекрасную девушку – это и была Си Ши. Обучил ее музыке и изящным манерам и отправил в дар победившему сопернику. Уский князь настолько пленился новой наложницей, что забросил все государственные дела. Тем временем Юэ неустанно готовилось к реваншу. В конце концов сластолюбивый уский князь был разгромлен коварным соседом.
За Си Ши в китайской литературе закрепилось поэтическое определение «Прогоняющая рыб на глубину» – любуясь на нее, рыбы забывают, как плавать. Эта метафора стала основой идиомы, обозначающей умопомрачительную красоту женщины: «Она так хороша, что рыбы уходят на глубину и птицы падают на землю».
Дяо Чань: «Затмевающая луну»
Красавица Дяо Чань, якобы жившая на рубеже эпох Восточной Хань (25–220 гг. н. э.) и Троецарствия (220–280 гг. н. э.), – фигура загадочная. По крайней мере, в официальном сочинении «История трех царств», написанном в III веке, его автор Чэнь Шоу не называет ее по имени. Упоминает лишь, что полководец Люй Бу вступил в тайную любовную связь с некой певичкой из дворца своего приемного отца Дун Чжо и очень боялся, что дело раскроется. Однако в романах и драматических произведениях средневекового Китая подробно рассказано о той роли, которую роковая женщина Дяо Чань сыграла в политической борьбе конца эпохи Восточной Хань. Имя и биография героини, вероятно, впервые приводятся в пьесе XIII или XIV века «В зале Парчовых Облаков тайно создается План цепи». Затем ее история развивается с некоторыми вариациями в народной литературе и окончательно оформляется в романе Ло Гуаньчжуна «Троецарствие» (XIV в.). Весьма вероятно, что на формирование литературной биографии Дяо Чань повлияла и история Си Ши – той самой «прогоняющей рыб».