Мы оказались в совершенно беспрецедентной для новейшей истории ситуации

РБКReportaj

Цифровые сервисы как конкурентное преимущество

Мы оказались в совершенно беспрецедентной для новейшей истории ситуации, в которой сошлись глобальная пандемия и экономический кризис. С одной стороны, это колоссальный вызов для нас, с другой — уникальная возможность в сжатые сроки отстроить цифровой фундамент, который позволит сделать компанию более эффективной в долгосрочной перспективе.

В этой ситуации двумя ключевыми направлениями работы РЖД являются, во-первых, забота о сохранении жизни и здоровья наших сотрудников и клиентов, а во-вторых, обеспечение непрерывности бизнеса, инфраструктурной основы всей экономики страны.

Ключевой задачей на первом этапе стало разворачивание масштабной инфраструктуры для удаленной работы наших сотрудников. Не уверен, что в России есть примеры аналогичных по масштабу решений: в максимально короткие сроки — всего за пару недель — возможность удаленной работы получили более 100 тыс. человек. Наш коллектив продемонстрировал максимальную дисциплину как с точки зрения внедрения новой технологии, так и ее использования.

Что касается непрерывности бизнеса, то практика показала — инициативы по цифровизации бизнес-процессов и созданию цифровых сервисов для клиентов попали в точку. Например, для грузоотправителей в нынешних условиях возрастает актуальность электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», которая позволяет им максимально просто в цифровом формате заказать и организовать транзитную перевозку по железной дороге. Наш проект «Интертран», запущенный в августе прошлого года, дает возможность в режиме онлайн организовать прохождение груза из-за рубежа в РФ с интеграцией морских портов, железной дороги, таможенной службы. Предоставление качественных цифровых услуг уже обеспечило нам приток клиентов, которые раньше работали преимущественно с автотранспортом. Это серьезный задел на будущее.

Для пассажиров в начале апреля мы запустили новый сайт, который делает более удобным процесс приобретения билетов и позволяет повысить информированность клиентов. И это важная составляющая развития цифровой платформы РЖД, ключевым элементом которой является мультимодальность: больше дополнительных сервисов как на борту поезда, так и за пределами нашей инфраструктуры. Один из примеров — перевозка пассажиров на поезде и автобусе, рейсы которых состыкованы по времени отправления и прибытия. И здесь так же, как и в грузоперевозках, в условиях, когда пассажиропоток по понятным причинам снижается, цифровые сервисы могут стать нашим конкурентным преимуществом.

Если говорить в целом о планах цифровой трансформации РЖД, то у нас утверждена стратегия, в которой предусмотрено создание восьми цифровых платформ по всем направлениям деятельности. Естественно, в сложившейся ситуации нам придется корректировать приоритеты: некоторые проекты в данный момент могут стать для нас более важными, чем другие. Например, внедрение программных роботов, которые заменяют действия человека на рутинных операциях, — с учетом текущей ситуации в экономике и удаленной работы сотрудников целесообразно подобные проекты реализовывать быстрее.

Автоматизация рутинных операций и беспилотные технологии — это то, что сейчас может дать максимальный эффект как с экономической точки зрения, так и в плане сохранения здоровья человека. Мы уже внедряем технологии компьютерного зрения на маневровых локомотивах и будем постепенно их расширять на другие виды подвижного состава. Разрабатываются и тестируются технологии беспилотного ведения «Ласточек» на МЦК. Это одно из важных направлений цифровизации РЖД.

Тем не менее все остальные технологии продолжат развиваться, мы не планируем отказываться ни от одного проекта: сейчас нам важно подготовиться к выходу из кризисной ситуации — а рано или поздно мы из нее обязательно выйдем, чтобы предстать перед клиентами не с пустыми руками, а с готовыми новыми сервисами. Все, над чем мы работаем, уже в самом ближайшем будущем сделает компанию, как спортсмена, более сильной и выносливой. Нынешняя ситуация — хорошая возможность объяснить и показать людям на практике, что цифровизация может быть очень эффективной.

Целевые показатели цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года

  • 70% доля электронных билетов в поездах дальнего следования
  • 75% доля услуг грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде
  • 90% доля электронных документов при взаимодействии с участниками перевозочного процесса (включая международные транзитные перевозки)
  • 55% доля операций в бизнеспроцессах обслуживания клиентов, выполняемых без участия человека

Источник: ОАО «РЖД»

Эксперт тренда

Евгений Чаркин в 1999 году окончил Финансовую академию при правительстве РФ по специальности «экономист, финансы и кредит». В 2009–2012 годах — директор по информационным технологиям ОАО «Северсталь», в 2012–2014 годах — директор департамента информационных технологий ГК «Росатом», в 2014–2015 годах — директор по информационным технологиям ООО УК «Металлоинвест». С 28 декабря 2015 года — директор по информационным технологиям ОАО «РЖД».

Фото: ОАО «РЖД»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Гендиректор «Аби» — о росте инвестиций в производство пищевой продукции Гендиректор «Аби» — о росте инвестиций в производство пищевой продукции

Как производители продуктов питания пережили санкции

РБК
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
Новая уникальная антилопа Азии Новая уникальная антилопа Азии

Уникальные саолы — редкие "единороги" из горных лесов Вьетнама

Знание – сила
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
«Окольцованная» Земля «Окольцованная» Земля

Где планеты находят свои кольца? Могли ли они быть и у Земли?

Наука и жизнь
Заговор в голове Заговор в голове

Что заставляет людей верить в конспирологию?

Вокруг света
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники

Зачем на Луну сбрасывают зеркала? И как мы пользуемся достижениями метрологии?

Наука и техника
Открыть в приложении