Цифровые сервисы как конкурентное преимущество
Мы оказались в совершенно беспрецедентной для новейшей истории ситуации, в которой сошлись глобальная пандемия и экономический кризис. С одной стороны, это колоссальный вызов для нас, с другой — уникальная возможность в сжатые сроки отстроить цифровой фундамент, который позволит сделать компанию более эффективной в долгосрочной перспективе.
В этой ситуации двумя ключевыми направлениями работы РЖД являются, во-первых, забота о сохранении жизни и здоровья наших сотрудников и клиентов, а во-вторых, обеспечение непрерывности бизнеса, инфраструктурной основы всей экономики страны.
Ключевой задачей на первом этапе стало разворачивание масштабной инфраструктуры для удаленной работы наших сотрудников. Не уверен, что в России есть примеры аналогичных по масштабу решений: в максимально короткие сроки — всего за пару недель — возможность удаленной работы получили более 100 тыс. человек. Наш коллектив продемонстрировал максимальную дисциплину как с точки зрения внедрения новой технологии, так и ее использования.
Что касается непрерывности бизнеса, то практика показала — инициативы по цифровизации бизнес-процессов и созданию цифровых сервисов для клиентов попали в точку. Например, для грузоотправителей в нынешних условиях возрастает актуальность электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», которая позволяет им максимально просто в цифровом формате заказать и организовать транзитную перевозку по железной дороге. Наш проект «Интертран», запущенный в августе прошлого года, дает возможность в режиме онлайн организовать прохождение груза из-за рубежа в РФ с интеграцией морских портов, железной дороги, таможенной службы. Предоставление качественных цифровых услуг уже обеспечило нам приток клиентов, которые раньше работали преимущественно с автотранспортом. Это серьезный задел на будущее.
Для пассажиров в начале апреля мы запустили новый сайт, который делает более удобным процесс приобретения билетов и позволяет повысить информированность клиентов. И это важная составляющая развития цифровой платформы РЖД, ключевым элементом которой является мультимодальность: больше дополнительных сервисов как на борту поезда, так и за пределами нашей инфраструктуры. Один из примеров — перевозка пассажиров на поезде и автобусе, рейсы которых состыкованы по времени отправления и прибытия. И здесь так же, как и в грузоперевозках, в условиях, когда пассажиропоток по понятным причинам снижается, цифровые сервисы могут стать нашим конкурентным преимуществом.
Если говорить в целом о планах цифровой трансформации РЖД, то у нас утверждена стратегия, в которой предусмотрено создание восьми цифровых платформ по всем направлениям деятельности. Естественно, в сложившейся ситуации нам придется корректировать приоритеты: некоторые проекты в данный момент могут стать для нас более важными, чем другие. Например, внедрение программных роботов, которые заменяют действия человека на рутинных операциях, — с учетом текущей ситуации в экономике и удаленной работы сотрудников целесообразно подобные проекты реализовывать быстрее.
Автоматизация рутинных операций и беспилотные технологии — это то, что сейчас может дать максимальный эффект как с экономической точки зрения, так и в плане сохранения здоровья человека. Мы уже внедряем технологии компьютерного зрения на маневровых локомотивах и будем постепенно их расширять на другие виды подвижного состава. Разрабатываются и тестируются технологии беспилотного ведения «Ласточек» на МЦК. Это одно из важных направлений цифровизации РЖД.
Тем не менее все остальные технологии продолжат развиваться, мы не планируем отказываться ни от одного проекта: сейчас нам важно подготовиться к выходу из кризисной ситуации — а рано или поздно мы из нее обязательно выйдем, чтобы предстать перед клиентами не с пустыми руками, а с готовыми новыми сервисами. Все, над чем мы работаем, уже в самом ближайшем будущем сделает компанию, как спортсмена, более сильной и выносливой. Нынешняя ситуация — хорошая возможность объяснить и показать людям на практике, что цифровизация может быть очень эффективной.
Целевые показатели цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года
- 70% доля электронных билетов в поездах дальнего следования
- 75% доля услуг грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде
- 90% доля электронных документов при взаимодействии с участниками перевозочного процесса (включая международные транзитные перевозки)
- 55% доля операций в бизнеспроцессах обслуживания клиентов, выполняемых без участия человека
Источник: ОАО «РЖД»
Эксперт тренда
Евгений Чаркин в 1999 году окончил Финансовую академию при правительстве РФ по специальности «экономист, финансы и кредит». В 2009–2012 годах — директор по информационным технологиям ОАО «Северсталь», в 2012–2014 годах — директор департамента информационных технологий ГК «Росатом», в 2014–2015 годах — директор по информационным технологиям ООО УК «Металлоинвест». С 28 декабря 2015 года — директор по информационным технологиям ОАО «РЖД».
Фото: ОАО «РЖД»