Мы оказались в совершенно беспрецедентной для новейшей истории ситуации

РБКReportaj

Цифровые сервисы как конкурентное преимущество

Мы оказались в совершенно беспрецедентной для новейшей истории ситуации, в которой сошлись глобальная пандемия и экономический кризис. С одной стороны, это колоссальный вызов для нас, с другой — уникальная возможность в сжатые сроки отстроить цифровой фундамент, который позволит сделать компанию более эффективной в долгосрочной перспективе.

В этой ситуации двумя ключевыми направлениями работы РЖД являются, во-первых, забота о сохранении жизни и здоровья наших сотрудников и клиентов, а во-вторых, обеспечение непрерывности бизнеса, инфраструктурной основы всей экономики страны.

Ключевой задачей на первом этапе стало разворачивание масштабной инфраструктуры для удаленной работы наших сотрудников. Не уверен, что в России есть примеры аналогичных по масштабу решений: в максимально короткие сроки — всего за пару недель — возможность удаленной работы получили более 100 тыс. человек. Наш коллектив продемонстрировал максимальную дисциплину как с точки зрения внедрения новой технологии, так и ее использования.

Что касается непрерывности бизнеса, то практика показала — инициативы по цифровизации бизнес-процессов и созданию цифровых сервисов для клиентов попали в точку. Например, для грузоотправителей в нынешних условиях возрастает актуальность электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», которая позволяет им максимально просто в цифровом формате заказать и организовать транзитную перевозку по железной дороге. Наш проект «Интертран», запущенный в августе прошлого года, дает возможность в режиме онлайн организовать прохождение груза из-за рубежа в РФ с интеграцией морских портов, железной дороги, таможенной службы. Предоставление качественных цифровых услуг уже обеспечило нам приток клиентов, которые раньше работали преимущественно с автотранспортом. Это серьезный задел на будущее.

Для пассажиров в начале апреля мы запустили новый сайт, который делает более удобным процесс приобретения билетов и позволяет повысить информированность клиентов. И это важная составляющая развития цифровой платформы РЖД, ключевым элементом которой является мультимодальность: больше дополнительных сервисов как на борту поезда, так и за пределами нашей инфраструктуры. Один из примеров — перевозка пассажиров на поезде и автобусе, рейсы которых состыкованы по времени отправления и прибытия. И здесь так же, как и в грузоперевозках, в условиях, когда пассажиропоток по понятным причинам снижается, цифровые сервисы могут стать нашим конкурентным преимуществом.

Если говорить в целом о планах цифровой трансформации РЖД, то у нас утверждена стратегия, в которой предусмотрено создание восьми цифровых платформ по всем направлениям деятельности. Естественно, в сложившейся ситуации нам придется корректировать приоритеты: некоторые проекты в данный момент могут стать для нас более важными, чем другие. Например, внедрение программных роботов, которые заменяют действия человека на рутинных операциях, — с учетом текущей ситуации в экономике и удаленной работы сотрудников целесообразно подобные проекты реализовывать быстрее.

Автоматизация рутинных операций и беспилотные технологии — это то, что сейчас может дать максимальный эффект как с экономической точки зрения, так и в плане сохранения здоровья человека. Мы уже внедряем технологии компьютерного зрения на маневровых локомотивах и будем постепенно их расширять на другие виды подвижного состава. Разрабатываются и тестируются технологии беспилотного ведения «Ласточек» на МЦК. Это одно из важных направлений цифровизации РЖД.

Тем не менее все остальные технологии продолжат развиваться, мы не планируем отказываться ни от одного проекта: сейчас нам важно подготовиться к выходу из кризисной ситуации — а рано или поздно мы из нее обязательно выйдем, чтобы предстать перед клиентами не с пустыми руками, а с готовыми новыми сервисами. Все, над чем мы работаем, уже в самом ближайшем будущем сделает компанию, как спортсмена, более сильной и выносливой. Нынешняя ситуация — хорошая возможность объяснить и показать людям на практике, что цифровизация может быть очень эффективной.

Целевые показатели цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года

  • 70% доля электронных билетов в поездах дальнего следования
  • 75% доля услуг грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде
  • 90% доля электронных документов при взаимодействии с участниками перевозочного процесса (включая международные транзитные перевозки)
  • 55% доля операций в бизнеспроцессах обслуживания клиентов, выполняемых без участия человека

Источник: ОАО «РЖД»

Эксперт тренда

Евгений Чаркин в 1999 году окончил Финансовую академию при правительстве РФ по специальности «экономист, финансы и кредит». В 2009–2012 годах — директор по информационным технологиям ОАО «Северсталь», в 2012–2014 годах — директор департамента информационных технологий ГК «Росатом», в 2014–2015 годах — директор по информационным технологиям ООО УК «Металлоинвест». С 28 декабря 2015 года — директор по информационным технологиям ОАО «РЖД».

Фото: ОАО «РЖД»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Культурный гид Культурный гид

Подборка актуальных книг о новых технологиях

РБК
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Sarissa морская Sarissa морская

Я не припомню, чтобы на одну лодку обрушился такой ливень из десяти наград

Y Magazine
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Палитра вкусов Палитра вкусов

Гастрономический туризм в Японии – особое времяпрепровождение

Вокруг света
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Звуковое сопровождение Звуковое сопровождение

«Голос моря», стоячие волны, поющие пески, шепчущие стены и эхо

Вокруг света
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций

История гибрида, обнаруженного в природе спустя столетие после его создания

Наука и жизнь
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Открыть в приложении