Мы оказались в совершенно беспрецедентной для новейшей истории ситуации

РБКReportaj

Цифровые сервисы как конкурентное преимущество

Мы оказались в совершенно беспрецедентной для новейшей истории ситуации, в которой сошлись глобальная пандемия и экономический кризис. С одной стороны, это колоссальный вызов для нас, с другой — уникальная возможность в сжатые сроки отстроить цифровой фундамент, который позволит сделать компанию более эффективной в долгосрочной перспективе.

В этой ситуации двумя ключевыми направлениями работы РЖД являются, во-первых, забота о сохранении жизни и здоровья наших сотрудников и клиентов, а во-вторых, обеспечение непрерывности бизнеса, инфраструктурной основы всей экономики страны.

Ключевой задачей на первом этапе стало разворачивание масштабной инфраструктуры для удаленной работы наших сотрудников. Не уверен, что в России есть примеры аналогичных по масштабу решений: в максимально короткие сроки — всего за пару недель — возможность удаленной работы получили более 100 тыс. человек. Наш коллектив продемонстрировал максимальную дисциплину как с точки зрения внедрения новой технологии, так и ее использования.

Что касается непрерывности бизнеса, то практика показала — инициативы по цифровизации бизнес-процессов и созданию цифровых сервисов для клиентов попали в точку. Например, для грузоотправителей в нынешних условиях возрастает актуальность электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», которая позволяет им максимально просто в цифровом формате заказать и организовать транзитную перевозку по железной дороге. Наш проект «Интертран», запущенный в августе прошлого года, дает возможность в режиме онлайн организовать прохождение груза из-за рубежа в РФ с интеграцией морских портов, железной дороги, таможенной службы. Предоставление качественных цифровых услуг уже обеспечило нам приток клиентов, которые раньше работали преимущественно с автотранспортом. Это серьезный задел на будущее.

Для пассажиров в начале апреля мы запустили новый сайт, который делает более удобным процесс приобретения билетов и позволяет повысить информированность клиентов. И это важная составляющая развития цифровой платформы РЖД, ключевым элементом которой является мультимодальность: больше дополнительных сервисов как на борту поезда, так и за пределами нашей инфраструктуры. Один из примеров — перевозка пассажиров на поезде и автобусе, рейсы которых состыкованы по времени отправления и прибытия. И здесь так же, как и в грузоперевозках, в условиях, когда пассажиропоток по понятным причинам снижается, цифровые сервисы могут стать нашим конкурентным преимуществом.

Если говорить в целом о планах цифровой трансформации РЖД, то у нас утверждена стратегия, в которой предусмотрено создание восьми цифровых платформ по всем направлениям деятельности. Естественно, в сложившейся ситуации нам придется корректировать приоритеты: некоторые проекты в данный момент могут стать для нас более важными, чем другие. Например, внедрение программных роботов, которые заменяют действия человека на рутинных операциях, — с учетом текущей ситуации в экономике и удаленной работы сотрудников целесообразно подобные проекты реализовывать быстрее.

Автоматизация рутинных операций и беспилотные технологии — это то, что сейчас может дать максимальный эффект как с экономической точки зрения, так и в плане сохранения здоровья человека. Мы уже внедряем технологии компьютерного зрения на маневровых локомотивах и будем постепенно их расширять на другие виды подвижного состава. Разрабатываются и тестируются технологии беспилотного ведения «Ласточек» на МЦК. Это одно из важных направлений цифровизации РЖД.

Тем не менее все остальные технологии продолжат развиваться, мы не планируем отказываться ни от одного проекта: сейчас нам важно подготовиться к выходу из кризисной ситуации — а рано или поздно мы из нее обязательно выйдем, чтобы предстать перед клиентами не с пустыми руками, а с готовыми новыми сервисами. Все, над чем мы работаем, уже в самом ближайшем будущем сделает компанию, как спортсмена, более сильной и выносливой. Нынешняя ситуация — хорошая возможность объяснить и показать людям на практике, что цифровизация может быть очень эффективной.

Целевые показатели цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года

  • 70% доля электронных билетов в поездах дальнего следования
  • 75% доля услуг грузовой перевозки и сопутствующих сервисов, доступных к оформлению в электронном виде
  • 90% доля электронных документов при взаимодействии с участниками перевозочного процесса (включая международные транзитные перевозки)
  • 55% доля операций в бизнеспроцессах обслуживания клиентов, выполняемых без участия человека

Источник: ОАО «РЖД»

Эксперт тренда

Евгений Чаркин в 1999 году окончил Финансовую академию при правительстве РФ по специальности «экономист, финансы и кредит». В 2009–2012 годах — директор по информационным технологиям ОАО «Северсталь», в 2012–2014 годах — директор департамента информационных технологий ГК «Росатом», в 2014–2015 годах — директор по информационным технологиям ООО УК «Металлоинвест». С 28 декабря 2015 года — директор по информационным технологиям ОАО «РЖД».

Фото: ОАО «РЖД»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России

Почему наконец совершился знаковый качественный прорыв в белых винах

РБК
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
Самые быстрые Самые быстрые

Когда речь заходит о скорости, победитель может быть только один

ТехИнсайдер
Галльская война Галльская война

Юлий Цезарь: завоевание Галлии

Знание – сила
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Как «каменные страницы» отражает биографию планеты Земля

Наука и жизнь
Как искусственный интеллект переписывает правила медиарынка Как искусственный интеллект переписывает правила медиарынка

О том, где проходит граница между помощником человека и его заменой

ТехИнсайдер
Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии

Археология постепенно заставляет тувинскую «долину царей» открывать свои тайны

Знание – сила
Биосфера и пластик Биосфера и пластик

Когда-нибудь ученые, наверное, будут выделять пластиковый век

Наука и техника
В борьбе за экологию В борьбе за экологию

Чем станет повышение ставок экосбора на упаковку

Агроинвестор
Мы длинной вереницей идём за Синей птицей… Мы длинной вереницей идём за Синей птицей…

Синяя Птица — символ счастья, которое ищут все люди, но находят лишь немногие

Наука и жизнь
Разноцветные пески Калининградских пляжей Разноцветные пески Калининградских пляжей

Почему после шторма песок на Калининградском пляже становится… разноцветным?

Наука и жизнь
Спинной мозг самолета – автопилот Спинной мозг самолета – автопилот

Пока человек толком не понимал, что такое полет, автопилот был не нужен

Наука и техника
Устаревшие технологии Устаревшие технологии

Вахта на Европе длится долго. Всё приедается

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Смельчаки, которые предлагали читателям космооперу с коммунистическим колоритом

Наука и жизнь
ИИ — иллюзия интеллекта? ИИ — иллюзия интеллекта?

Что же такое искусственный интеллект? Какие опасности он может таить?

Наука и жизнь
Будьте здоровы Будьте здоровы

Наночастицы для борьбы с раком и уникальная операция в Казани

Знание – сила
Одна маленькая лягушка и 10 000 мышей Одна маленькая лягушка и 10 000 мышей

Почему батрахотоксин смертелен для человека, но безвреден для маленькой лягушки?

Наука и жизнь
Есенин: божественный бросок вперед Есенин: божественный бросок вперед

Почему творчество Есенина до сих пор вызывает отклик у читателей?

Знание – сила
Математические фронты Великой Отечественной войны Математические фронты Великой Отечественной войны

В 1930-х годах в России сформировалась плодотворная математическая жизнь

Наука и техника
Три кита пивной отрасли Три кита пивной отрасли

Как идет импортозамещение солода, хмеля и пивоваренного ячменя

Агроинвестор
Беременные андроиды Беременные андроиды

В последнее время идет прогресс в работах над искусственной маткой

ТехИнсайдер
Восточное путешествие с Агатой Кристи Восточное путешествие с Агатой Кристи

Детективы, Восток и археология – всё это сошлось вместе в судьбе Агаты Кристи

Знание – сила
Всем пригож песец Всем пригож песец

Песец – полярный кочевник с удивительной выносливостью

Знание – сила
«Красный» чай в «Бирюзовой чайхане» «Красный» чай в «Бирюзовой чайхане»

Ташкентец Ширяевец стал проводником поэта Есенина в мир Туркестана

Знание – сила
Роботы-манипуляторы: от самодельной руки до промышленных коботов Роботы-манипуляторы: от самодельной руки до промышленных коботов

Как устроены манипуляторы и как можно сделать простейшего робота своими руками

Наука и техника
Ставка давит на инвестиции Ставка давит на инвестиции

Какие макроэкономические факторы сдерживают рост агросектора

Агроинвестор
Золотая жила для агроинвестора Золотая жила для агроинвестора

Сколько стоит зайти на рынок готовой еды

Агроинвестор
Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики

Судить о возможном существовании иной жизни приходится по косвенным признакам

ТехИнсайдер
Открыть в приложении