Пришло время космического предпринимательства
Государство перестало быть монополистом в освоении Вселенной. Космическую экономику развивают частные инвестиции.
Общий объем рынка мировой космической индустрии в 2020 году, по данным международной Euroconsult, составил $385 млрд. На долю частного сектора уже приходится более 80% рынка. При этом подавляющую часть доходов отрасли обеспечивают спутниковая навигация и связь — 58 и 34% соответственно. Под влиянием растущих потребностей развития цифровых технологий на Земле эти два направления будут и дальше драйверами космической индустрии. Для цифровой трансформации необходимы данные, получаемые и передаваемые с помощью космических аппаратов, говорит основатель Success Rockets Олег Мансуров.
Космический доход
Сегодня в отрасли больше всего зарабатывают те, кто в космосе не бывает, отмечает руководитель образовательной программы «Современная космонавтика» в Московском политехническом университете Александр Шаенко: «Самую крупную долю в индустрии занимают спутниковые службы, которые покупают каналы связи и перепродают их. На втором месте по доле рынка — наземное оборудование».
Amazon и Microsoft, например, развивают решения по принципу «наземная станция как услуга», позволяющие управлять спутниками, обмениваться с ними данными и хранить большие массивы данных.
По оценкам Morgan Stanley, спутниковая широкополосная связь составит от 50 до 70% прогнозируемого к 2040 году дохода мировой космической отрасли в размере $1 трлн: «Спутниковый широкополосный интернет поможет снизить стоимость данных, спрос на которые стремительно растет».
Спутники в том числе предоставят бизнесу ключевые данные о воздействии компании на окружающую среду, отмечают в Morgan Stanley. С помощью малых спутников можно следить за изменением климата и, например, прогнозировать развитие лесного фонда, говорит декан факультета космических исследований МГУ Василий Сазонов.
Более 50% важнейших климатических переменных уже зависят от спутниковых данных, отмечают авторы доклада ОЭСР «Экономика космоса в цифрах» (2019).
Разработчики крупных спутниковых группировок стремятся к 2023– 2024 годам охватить коммерческими услугами широкополосной связи весь мир. Основатель Amazon Джефф Безос помимо развития космического туризма совместно с британской One Web планирует развивать спутниковый интернет. SpaceX разворачивает систему Starlink из 12 тыс. мини-спутников, из которых 1500 аппаратов уже выведены на орбиту. Инвестиции в проект составляют $10 млрд.
«МегаФон» планирует вложить 6 млрд руб. в создание низкоорбитальной спутниковой группировки.
С помощью космических технологий частный бизнес заточен на решение проблем в сферах, где потенциальных клиентов даже не миллионы, а миллиарды, отмечает глава Sber Private Banking Евгения Тюрикова: «Инвестиции в космос сегодня можно сравнить с вложением в строительство железных дорог в США в XIX веке. На наших глазах идет борьба за передел будущего глобального рынка».
Инвестиционный раунд
Согласно отчету американской Space Capital, бизнес за последние десять лет инвестировал в космическую индустрию более $186 млрд. Только за прошлый год — почти $30 млрд. Из них $8,9 млрд составили вложения в инфраструктурные проекты — создание ракет и спутников, объем стал рекордным для этого направления.
Государственные космические программы в общем объеме космической экономики в 2020 году, по оценке Euroconsult, составляют порядка $70 млрд. Для сравнения: годовой бюджет NASA — $22,6 млрд, «Роскосмоса» — 176 млрд руб. ($2,4 млрд).
Более чем из 2,6 тыс. спутников, запущенных за последние десять лет, 47% принадлежат коммерческому сектору, отмечают авторы Space Economy Report 2020 Euroconsult. США лидируют по числу запущенных частных космических аппаратов: на страну приходится 929 коммерческих спутников, 606 из них запущены за последние три года. Вывод на орбиту в 2020 и 2021 годах дополнительных групп мини-спутников системы Starlink упрочил это лидерство.
Прорыву частных инвестиций в ранее сугубо государственную сферу интересов способствовал запуск NASA начиная с 2006 года ряда программ, обеспечивших госзаказ для частных компаний, отмечает Олег Мансуров.
SpaceX около года назад отправила на орбиту американских астронавтов. До этого компания более десяти лет возила в космос грузы по заказу NASA. Успешные запуски Falcon удешевляют доставку на орбиту практически любой полезной нагрузки. Илон Маск обещает, что благодаря регулярным запускам к 2040 году стоимость доставки на орбиту 1 кг груза сократится до $10.
Акции самой SpaceX не торгуются на бирже. Однако проект Starlink в ближайшие несколько лет станет самостоятельной компанией и выйдет на IPO, об этом представители SpaceX заявляли в начале прошлого года.
Первой публичной коммерческой космической компанией стала Virgin Galactic Ричарда Бренсона. Акции компании, развивающей орбитальный и суборбитальный туризм, торгуются на Нью-Йоркской бирже с осени 2019 года.
В целом пока доступных и успешных публичных компаний в отрасли мало. Тем не менее 6% заявленных на начало года слияний SPAC (Special-purpose acquisition company — специально созданные компании для выхода на биржу, минуя IPO) на сумму $54 млрд приходится на непубличные космические стартапы, говорится в отчете Space Capital: «Это хороший знак для инвесторов».
В этом году появился и первый за последние два года торгуемый на бирже фонд ETF ARKX — не менее 80% его активов приходится на компании, занимающиеся исследованием космоса. За первые четыре дня приток инвестиций в фонд составил $400 млн. Наибольшую долю в портфеле пока занимает американский разработчик систем спутниковой навигации и геодезических приборов Trimble, а всего в фонд войдет от 40 до 55 компаний.
Своя орбита
В России тоже растет число космических стартапов, отмечает старший преподаватель кафедры «Космические системы и ракетостроение» МАИ Сергей Фирсюк.
Компания «Спутникс», например, при финансовой поддержке фонда «Сколково» вывела на орбиту первые аппараты, говорит проектный менеджер фонда «Сколково» Иван Косенков. Сегодня компания поставляет спутниковые компоненты, в том числе на зарубежные рынки.
Две команды резидентов фонда «Сколково» ведут работы по созданию спутниковой группировки интернета вещей, приводит пример Иван Косенков: «Есть несколько проектов по созданию орбитального буксира. Он отделяется от ракеты-носителя, которая летит, скажем, к МКС, и доставляет на другую орбиту малые космические аппараты».
Success Rockets намерена производить сверхлегкие ракеты и уже провела первые летные испытания. Также компания ведет работы над собственными космическими аппаратами и группировками на их основе. Искать инвесторов компании пришлось самостоятельно, в стране нет ни одного профильного фонда, говорит Олег Мансуров: «Развитие отрасли в стране возможно только при поддержке государства и создании экосистем институтов финансирования частных космических проектов».
Необходимо развивать в том числе правовое поле, считает генеральный директор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин. Проект строительства первого частного космодрома компании в Нижегородской области заглох на стадии согласования с местными чиновниками.
Инвестиции в космос и их окупаемость зависят от госполитики, считает Василий Сазонов. И похоже, монополия уже не в интересах государства. «Роскосмос» в марте подписал соглашение с НКО «Аэронет», в том числе о совместном развитии негосударственного космоса.
Источник: Space Capital, 2021
Фото: TASS/ABACA