До востребования
Ткань — это всегда послание человека к человеку. Для кого она ткалась, вышивалась? Что выйдет из полотна: платье для девушки на выданье, пояс для любимого? Ни адресата, ни отправителя давно уже нет на свете, а вещи все хранят их истории. Надежда Семенова, создатель и хранитель музея поморского быта, умеет их слышать.
Нюхча — северная глубинка. Три раза в неделю до станции от Беломорска ходит электричка, но до села нужно еще идти несколько километров. Мобильная связь и интернет — по солнечным дням. Случайному человеку сюда не добраться. А неслучайным всегда рады.
Величественные деревянные дома, посеребренные временем и карельской непогодой, лодки на берегу. Дети идут в школу, дымок вьется из труб — топятся печи. Жизнь идет своим чередом.
Люди здесь живут крепкие, дружные. Поморы — воспитанники Белого моря. И традиции здесь живые, а не реконструированные для туристов. Отжившую свой век лодку «хоронят» — ставят на берег реки зимой, чтобы ледоходом унесло в море. Готовят поморские блюда в печи, ловко обращаясь с горшками и ухватом. Прядут нитки из шерсти особой породы овец, которые пасутся на морском берегу. И утвари старинной сохранилось в домах много. Когда Надежда Семенова, учитель технологии в нюхоцкой школе, вместе с учениками начала изучать местные традиции и быт, старожилы готовы были поделиться не только рассказами, но и вещами. «Приходилось отказываться — хранить было негде. Но однажды нам подарили наволочку, от которой от‑казаться было просто невозможно. Так у нас появился первый экспонат в музее, которого еще не было».
Наволочка
«Наволочку подарила невеста своему будущему жениху. На ней вышито крестиком: «Приятный сон тебе, мой милый, спокойно спи, душа моя, когда проснешься, прочитаешь, вспомни, кто любил тебя». После сватовства жених еще три года ходил в море – зарабатывал деньги на свадьбу, а подарок всегда брал с собой на промысел. Когда молодые поженились, то наволочку он берег, не спал на ней. Днем одевал на подушку, а ночью – снимал».