Чудеса на виражах
Российская гражданская авиация переживает непростые времена: нужно одновременно решать вопросы ремонта и обслуживания импортной техники, проводить импортозамещение и запускать в производство новые модели. И тем не менее отечественные компании заняты не только стабилизацией ситуации, но и внедрением новых технологий. Опросив экспертов и собрав информацию у лидеров отрасли, мы составили представление о том, что происходит и чего стоит ждать в ближайшие годы.
Проектируя заново
О том, что происходит в сфере импортозамещения, нам рассказал Максим Пядушкин, управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение».
«Перед российскими авиастроителями сейчас стоит серьезная проблема: в Superjet и МС-21 почти 70% импортных компонентов необходимо заменить российскими, то есть фактически перепроектировать эти самолеты, причем при минимальном выборе поставщиков. Довольно сложная задача с технологической точки зрения, с которой никто не сталкивался, пожалуй, со времен СССР.
С другой стороны, Superjet начали эксплуатировать более 10 лет назад, в 2011 году, а значит, его пора модернизировать. То есть о модернизации наши конструкторы в любом случае думали. Сейчас опытный Superjet уже летает с набором импортозамещенных деталей, но вопрос с двигателем решить до сих пор не удалось. О разработке российского ПД-8 для Superjet говорят с 2018 года, однако испытания все еще не окончены. В чем там загвоздка, неизвестно, но рано или поздно мотор, конечно, доведут до кондиции.
Со среднемагистральным МС-21, аналогом А320 и Boeing 737, ситуация такая: модель почти довели до начала поставок, но тут на Западе ввели санкции. С МС-21 чуть полегче, чем с SSJ-100: в нем было меньше зарубежных компонентов. И там отечественный двигатель, ПД-14, – он уже сертифицирован, на нем можно летать. Есть и композитное крыло из российских материалов. Насколько хорошо они себя покажут, пока неясно. Но все равно остается еще много импортных деталей, вплоть до кресел, которые нужно заменить. Поэтому точно сказать, удастся ввести наш самолет в эксплуатацию в этом году или нет, невозможно. Нужно время: авиация очень зарегулированная отрасль.