Предисловие
Как могли заметить обитатели средней полосы России, особенно после недавних зимы и весны, на Земле не так уж много мест, пригодных для комфортной жизни человека. А большая часть планеты, к сожалению, вообще для людей не предназначена. Например, Мировой океан и прочие акватории: ну не может человек долго находиться под водой. Обидно, конечно, но за столько лет эволюции можно было с этим обстоятельством как-то смириться. Однако человечество отчего-то упорно стремится в глубины.
Люди веками придумывали различные приспособления для нахождения под водой (чего в итоге, с относительным успехом, достигли) или тренировали в себе способность надолго задерживать дыхание. Статьи о давней культуре корейских ныряльщиц хэнё и о первых водолазных костюмах можно прочитать на страницах этого номера. Однако все эти усилия по-прежнему выглядят попытками проникнуть в чуждую и враждебную среду.
Отчасти интерес к морским глубинам напоминает стремление продвинуться за пределы Земли – вглубь космоса. И все же космические проекты по-человечески более понятны: это какая-никакая альтернатива, «план Б». Но морское дно – оно же наше, земное. Казалось бы, пробурили шельф – и качайте сырье. Зачем постоянно стремиться познакомиться с морскими обитателями? Не только же для того, чтобы узнать, что будет сегодня на ужин. При этом людей не останавливает, а даже, наоборот, притягивает, если сами подводные жители вовсе не настроены на общение. Как показывает рейтинг самых популярных в мире мест для дайвинга, приведенный в этом номере, большинство из них находится как раз там, где собираются опасные и агрессивные хищники – акулы и барракуды. А чтобы не пришлось далеко ездить, некоторых хищных рыб завезли в Россию для рыбоводческих хозяйств и аквариумов, откуда они благополучно сбежали в обычные русские водоемы. О том, где в нашей стране можно поплавать с пираньями, повествует статья «Нездешняя рыба».