Документооборот
Что можно узнать о мировой истории и 399 документов.
История человечества в великих документах
Эксмо, 2018
ВАЖНЕЙШИЕ ДОКУМЕНТЫ в истории отобрал Кирилл Бабаев, ученый, бизнесмен, победитель Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России» и основатель единственного в мире Музея шляп (согласно «Википедии» — Документу №96). Понятие «документ», к радости читателя, трактуется предельно либерально: это не только договоры, книги и календари с атласами, но и монеты с биткоинами, и фотографии с фильмами, и даже легендарное гагаринское «Поехали!» (Документ №89). Формат «история/страна в n предметах» — достаточно популярный сейчас вид нон-фикшена, однако отрадно, что нашему писателю удалось найти столь любопытный угол рассмотрения. Уже интересно, что Бабаев добавит в международное издание вместо почти 20 «документов», касающихся нашей страны.
В ходе работы над книгой автор не просто отобрал документы, но и по возможности изучил их. Некоторые из них, несмотря на важность, достаточно небольшие, другие весьма объемны (Тора и Махабхарата, Документы №8 и №11). Впрочем, размер не всегда влияет на доступность восприятия: в коде полусинтетического организма (Документ №99) с разбегу не разберешься, у Книги Перемен (Документ №10) уйма интерпретаций, а Фестский диск (Документ №5) и вовсе не расшифрован, но манит страшно.
Особый интерес представляют почти два десятка относящихся к России номеров. Непосредственное знакомство с ними позволяет и что-то лучше понять в нашем народе (Домострой, Документ №51), и откровенно ему же и поразиться. Так, подписантами первого международного договора Руси (с Византией в 911 году, Документ №29) выступили следующие господа: «Карлы, Инегелдъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ...» Разве что не Амундсен. Идентифицирован Бабаевым и источник нашей уникальности «Мы — особенные. Значит, мы — победим» (Документ №48). Впрочем, подлинные поводы для гордости за предков тоже обнаруживаются — например, Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, инициированные Николаем II (Документ №76). А есть и пожелтевшая бумага, над которой стоит особенно задуматься всем ныне живущим в нашей стране (Документ №79).