Сикрет сервис
Кто обслуживает рынок предметов искусства и коллекционирования
Вопреки расхожему мнению, сам факт покупки произведения искусства или коллекционного предмета отнюдь не финал истории, а скорее ее середина. И здесь не годится даже избитое сравнение с верхушкой айсберга: сделка — самое заметное, но далеко не последнее (и уж точно не первое) звено в громоздкой цепи процессов. Вокруг рынка предметов искусства и коллекционирования сформировалась дочерняя экосистема: комплекс самых разных вспомогательных индустрий. Это гигантский рынок, размером сравнимый с «родительским»: по ряду оценок, его годовой оборот может достигать $50 млрд. Его структуру определяют очень разные игроки: институции и сервисы, призванные зафиксировать смену владельца предмета, беспрепятственно доставить его в новое место, инсталлировать или подготовить к хранению, а затем обеспечить регулярное обслуживание. Все это занимает время, стоит денег и в конечном счете может существенно повлиять на стоимость предмета.
Все начинается с принятия решения о покупке. Уже в этот момент необходимо проверить юридический статус предмета: не относится ли он к запрещенным к вывозу с территории страны покупки (причины разные, например экологические) или, скажем, не находится ли в зоне риска реституционных исков. Далее, если речь о вине или об автомобиле, нужно учесть возможные налоговые обременения или особые расходы на таможенное оформление (часто, но не всегда эта информация зашифрована в аукционных каталогах в виде пиктограмм). Затем надо подумать об оформлении лицензий, разрешений, экспертиз. Если пустить все на самотек, шансы получить неприятности на границе возрастают. Но стандартизированного списка шагов нет, всегда будут нюансы, есть целый массив факторов, которые могут играть роль в каждом конкретном случае. Особенно если речь идет о крупной покупке. Появляется потребность в координации этих процессов — соответственно, возникает необходимость в юридическом сопровождении сделки. Вот вам первый сателлитный, скажем так, сервис.