КАНТРИ Русская азбукаMadaniyat
Баклуши бить
Кто из нас не мечтал хоть разок побить баклуши? В Ярославской области это делают ежедневно
Когда-то битьем баклуш, то есть изготовлением деревянных чурок (заготовок для ложек и другой домашней утвари), занимались даже деревенские ребятишки. Работа считалась легкой, поэтому и появилось крылатое выражение «бить баклуши», что значит «бездельничать».
Открытие Музея баклуши в Ярославской области закономерно. Местная легенда гласит, что в стародавние времена жили в одном из сел семь братьев-силачей. Работать они не хотели, промышляли разбоем на дорогах. Но однажды повстречался им старик Макарий, усовестил и посоветовал: чем людей грабить, лучше бы баклуши били. Братья подумали, дело нехитрое, и стали играючи деревья валить, разбивать на шабалы, рубить чурочки да бить баклуши, делать деревянные ложки, которые каждому нужны. Честная прибыль братьям пошла. Вскоре к ним присоединились другие жители деревни. Поняли, что можно неплохо на ярмарке ложками и деревянной посудой торговать. Братья потом даже на царскую службу поступили. А село с тех пор стали называть Семибратово. Несколько лет назад здесь в уютной русской избе открыли Музей баклуши, чтобы сохранить традиции русского народного промысла. Это целая коллекция ложек — обычных крестьянских и праздничных, расписных и простых, тех, что делали на продажу и в подарок, стародавних и современных, русских и иностранных.
Сложно представить, какое разнообразие ложек существовало на Руси, и ведь у каждой было свое назначение!
У каждой героини русской трапезы из музейной коллекции есть своя история, название и назначение. Например, ложка для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке называется лжицей. А какую крестьянскую ложку называли «межеумок»? Простую широкую, средней величины, которой в крестьянских семьях «воспитывали» детей. Бывало, играют малыши, расшалятся, отец и шлепнет ложкой по лбу баловня-заводилу. Сейчас такое, к счастью, не в ходу, а тогда — сколько угодно. Вот вам и межеумок.