Подо льдами
Плавание подводных лодок подо льдами и даже подледный запуск с них баллистических ракет теперь стали обыденными явлениями, а ведь совсем недавно это было чем-то сродни первому полету в космос.
Идеи о возможности подледного плавания появились задолго до того, как удалось создать саму лодку. Так, в 1881 г. в Русское техническое общество свой проект подводной лодки представили братья Карышевы. В нем они писали и о возможности достижения полюсов, используя полыньи во льдах для пополнения запаса воздуха.
Этот проект, как и аналогичные, предлагаемые как в России, так и за рубежом, оставались на бумаге.
В то время лодки в зимнее время не эксплуатировались, поэтому в конце 1908 года было принято решение проверить возможность их использования при отрицательных температурах наружного воздуха. Для испытаний была выбрана «Кефаль» под командованием мичмана В.А. Меркушева. Это была лодка типа «Протектор» (в российском флоте – тип «Осетр»), построенная американской фирмой С. Лейка и вступившая в строй российского флота в 1905 году. Ее подводное водоизмещение составляло 187 т, а дальность подводного плавания всего лишь 17 миль.
Испытания начались 30 декабря 1908 года. В это время вся бухта Золотой Рог была покрыта льдом, а температура воздуха упала до –25 градусов. В 11 час. 48 мин. 1 января 1909 года «Кефаль» начала первое в истории подледное плавание. Всего за время испытаний она пробыла подо льдом 1 час 32 мин., пройдя при этом 4 мили. При одном из всплытий лодка пробила своим корпусом ледовое поле. К сожалению, полученный опыт в дальнейшем не использовался.