КАНТРИ Русская азбукаPishirish
Душепарка
Глинтвейн, грог, пунш... А в России есть свой согревающий напиток – душепарка, по сути, то же самое, только на клюкве и родом с Ярославщины
Главный посыл душепарки обществу закрепощен уже в самом ее названии: после употребления этого напитка душа призвана незамедлительно воспарить в небеса. Мягкое, согревающее послевкусие подействует исцеляюще на кого угодно, особенно когда на дворе лютый мороз и ты в перерыве между колкой дров и походом к колодцу забегаешь в избу и опрокидываешь кружку-другую. Примерно такие мизансцены, частенько разыгрывавшиеся в окрестностях городка Пошехонье Ярославской губернии в XIV–XVIII веках, и дали исторический ход душепарному напитку (так он упомянут в словаре В.И. Даля), превратив его из случайного приятного открытия в укореняющуюся традицию.
В отличие от других разновидностей этого согревающего настоя – как евразийских (немецкий глинтвейн, английский грог, индийский пунш), так и славянских (украинская варенуха, сибирский взварец), душепарка козыряет особой терпкостью и кислинкой, которыми она обязана клюкве или бруснике в составе, хотя технология приготовления всех этих коктейлей во многом схожа. Также в душепарку кладут имбирь, другие пряности, а делается она обычно из смеси красного вина и темного пива, хотя единой методики нет: в каждом подворье ее варили по собственному рецепту. Считается, что исконная инструкция, как делали этот напиток в старину, после революции была утеряна, однако некоторые пошехонские рестораторы утверждают, что в начале нулевых восстановили нечто подобное, опираясь на кулинарную книгу 1792 года, где приведены некоторые рецепты напитка, и другие источники. Такой душепаркой сегодня и потчуют туристов в Пошехонье. Например, завпроизводством ресторана «Согожа» Галина Шигаева ввела ее в меню в 2007 году, и с тех пор, по ее словам, она остается хитом продаж. Восстановленный рецепт приводим и мы в этой статье.