Тайна завитка под буквой «Д»
История раскрытия, изложенная в двух частях с предисловием
На обложке июньского номера журнала «Наука и жизнь» за этот год был изображён фрагмент карты «Описание Северных земель», или «Septentrionalium terrarum description», работы Герарда Меркатора, впервые опубликованной в 1595 году и затем исправленной его преемниками в 1606 году. Оригинальный экземпляр этой карты вашему покорному слуге посчастливилось иметь в своей коллекции.
Когда берёшь в руки старинную карту, испытываешь ошеломляющее чувство. Несколько столетий назад вот именно этот лист бумаги был с колоссальною силой прижат печатным прессом к листу меди, над которым недели и месяцы работал картограф, обдумывая, а затем вырезая каждый штрих, каждую букву. И тебе кажется — нет, ты чувствуешь! — как твоих рук касается его рука...
О картах «живых» и сетевых (предисловие)
...Чтобы составить чертёж, который затем будет выгравирован на меди, картографу приходится проделать титаническую работу, анализируя и сопоставляя источники: витиеватые труды писателей античности, лаконичные судовые журналы моряков, помпезные дневники путешественников, дерзкие теории кабинетных географов. Преданный бумаге, рукописный чертёж попадёт в руки гравёра (Герард Меркатор один из немногих, кто сам гравировал свои карты), а вырезанная гравёром медная гравюрная доска — в руки печатника, который, сделав с неё нужное количество оттисков, отошлёт их издателю для включения в атлас или книгу.
Но пройдёт несколько лет, будут совершены новые открытия, и тогда картографу придётся повторить свою работу. А гравёр возьмёт в руки старую медную доску, положит её лицевой стороной на мягкую кожу, тонким круглым молоточком отобьёт участки, требующие исправления, затем, перевернув лицом вверх, затрёт и отполирует каждый такой участок и вырежет на этом месте новый фрагмент. Исправленная доска — или, как говорят, гравюрная доска в новом состоянии — попадёт к печатнику, сделанные им оттиски — к издателю, и круг замкнётся.