Деньги очень нужны
Прошлогодний дикий всплеск интереса к ICO сменился настороженным скепсисом. Что в общем понятно: курсы главных криптовалют упали, а большинство компаний, привлекших деньги инвесторов таким способом, не могут или не хотят выполнять данные обещания по срокам запуска продуктов и сервисов.
Но интерес к ICO возник не на пустом месте и объяснялся не только резким скачком курсов «крипты»: для очень многих компаний привлечение денег через размещения токенов — это едва ли не единственный доступный способ привлечения серьезных денег. IPO — клуб для больших игроков, это долго, дорого, хлопотно, а на ICO первой волны можно было написать white paper буквально на коленке, дать очень туманные обещания и привлечь миллионы долларов.
Это породило волну «скама» — откровенного мошенничества или продажи пустых обещаний, но доказало, что деньги у людей есть, и люди готовы их инвестировать в новые проекты. В этом смысле ничего не изменилось: основателям компаниям по-прежнему нужны деньги, инвесторы по-прежнему хотят заработать прибыль. И в этом году произошло два знаковых события в области перехода денег от одних людей к другим.
Первое — новый этап ICO мессенджера Telegram, больше похожего на IPO. В ходе этого этапа компания Павла Дурова привлекла $850 млн от 94 заранее отобранных инвесторов, минимальный порог входа для которых установили в размере $1 млн. С учетом предварительного этапа, в ходе которого Telegram привлек еще $850 млн, компания привлекла уже $1,7 млрд и стала мировым чемпионом ICO.
Компания Дурова отчитывалась о каждом шаге в Комиссию по ценным бумагам (SEC), приняла на себя множество ограничений и условий, дотошно прописала все юридические условия и т.п. Кроме того, у Telegram есть работающий продукт, что выгодно отличает компанию от большинства других разместивших токены: прошлой осенью журнал РБК подсчитал, что у 84 из 100 крупнейших на тот момент проектов, вышедших на ICO, нет хотя бы частично работающего продукта или сервиса.
Второе событие — IPO стримингового сервиса Spotify, больше похожее на ICO. Сначала компания, как положено, наняла организаторов для проведения первичного размещения акций, но затем решила отказаться от всех принципов обычного IPO. Spotify не выпускала новые акции, не проводила роуд-шоу, не закрывала книгу заявок — она провела direct listing, то есть с определенного дня владельцы акций получили право продавать их на бирже NYSE.
Биржа согласилась на эти условия, а Spotify с началом торгов стала официально стоить почти $30 млрд (правда, на момент написания этой колонки — уже $26,3 млрд). Без всякой поддержки банков-организаторов, которые в других случаях заработали бы на IPO такого размера десятки миллионов долларов. «Обычно компании звонят в колокол. Обычно компании проводят дни в интервью на торговой площадке, рассказывая, почему их акции — хорошая инвестиция. Обычно компании не проводят прямой листинг. Я понимаю, что для большинства такой путь имеет смысл, но Spotify никогда не была обычной компанией», — написал по этому поводу в блоге CEO компании Дэниэл Эк.
При всех различиях между ICO Telegram и IPO Spotify, во многих смыслах компании совершили движение в одну точку, расположенную где-то между драконовскими барьерами против мошенников у классических IPO и полным отсутствием барьеров у молодых ICO. Очевидно, появление гибридного варианта обоих способов привлечения капитала — дело ближайшего будущего. Правда, первый из упомянутых в колонке сервисов еще не работает в России, а второй, возможно, скоро не будет, но это уже другая история.
- 200 млн — Количество пользователей Telegram. Выручки нет, чистой прибыли нет
- 157 млн — Количество пользователей Spotify, музыкальный стриминговый сервис, из них 70 млн платных
- $5 млрд — Выручка Spotify в 2017 г.
- $1,5 млрд — Чистый убыток Spotify в 2017 г.
Источник: Данные компании
Фото: Александр Карнюхин для РБК