Китай разворачивается лицом к природе

РБК

Устойчивое развитие – стратегия

Китай на «зеленом» пути

Китай — «мировая фабрика» и крупнейший эмитент парниковых газов — постепенно превращается в лидера в области чистой энергетики, электротранспорта и климатической политики.

Текст: Нина Блейман

За последние два года КНР инвестировала в «зеленую» энергетику более $200 млрд — вдвое больше, чем США, и планирует потратить еще $360 млрд до 2020 года. Планы развития автомобильной отрасли предусматривают жесткие стандарты экономии топлива и рост парка электромобилей — к 2020 году их число на дорогах КНР должно достичь 5 млн единиц. Страна также постепенно сокращает использование угля — через три года его доля в энергетическом балансе должна сократиться до 55% с нынешних 64%. В конце 2017 года в КНР должен появиться единый национальный рынок для торговли квотами на выброс парниковых газов — пилотные проекты уже запущены в семи городах.

Причины поворота страны в сторону чистых технологий очевидны: накопленный экологический ущерб негативно отражается на здоровье граждан и приводит к экономическим потерям, тогда как стратегические инвестиции в стремительно развивающийся многомиллиардный рынок чистых технологий позволяют Китаю закрепить за собой статус ведущего производителя и экспортера источников энергии будущего — а значит, и позицию экономической супердержавы.

Желтое небо Поднебесной

Китайское экономическое чудо и десятилетия роста национальной промышленности и автомобилизации сопровождались резким ростом загрязнения воздуха, в том числе оксидами серы и азота, формальдегидом и ртутью. Зимой, когда снижение температуры вызывает рост потребления электроэнергии, китайские города окутывает удушающий желтый смог: почти две трети электричества в стране производятся угольными ТЭС. Сжигание угля сопровождается выбросом мельчайших взвешенных частиц (PM), которые, смешиваясь с атмосферной влагой, превращаются в густой туман, снижающий видимость до нескольких метров. Опасность для здоровья человека представляют частицы размером 10 микрометров (мкм) и менее, самыми опасными являются частицы меньше 2,5 мкм (PM 2,5) — проходя через стенки легких, они попадают в кровоток, провоцируя дыхательные, сердечные и онкологические заболевания. Рекордный уровень концентрации PM 2,5 был зафиксирован в Пекине в январе 2013 года — почти 1 тыс. мкг/куб. м (при суточной норме 70 мкг/куб. м). По подсчетам ученых, каждый год от последствий загрязнения в КНР умирают около 1,6 млн человек — это 17% всех смертельных случаев в стране. По данным Всемирного банка (ВБ), преждевременные смерти из-за низкого качества воздуха в 2013 году стоили Китаю $1,4 трлн, а сопутствующие заболевания — еще $1,5 трлн. В целом ущерб от загрязнения в ВБ оценили почти в 10% ВВП Китая. Оценки Министерства охраны окружающей среды КНР существенно ниже: в 2010 году ведомство признало ущерб в 1,5 трлн юаней ($227 млрд), или 3,5% ВВП.

Фото: Reuters

Борьба за воздух

В конце 2013 года Госсовет КНР издал план по предотвращению загрязнения воздуха, предусматривавший сокращение на 25% концентрации взвешенных частиц в Пекине, Тяньцзине и провинции Хэбэй к 2017 году, на 20% — в провинциях Шаньси и Шаньдун, на 10% — во Внутренней Монголии. Спустя год власти пошли на существенный пересмотр и ужесточение экологического законодательства. Новый закон об охране окружающей среды, вступивший в силу в начале 2015 года, расширил полномочия властей, позволив им накладывать гигантские штрафы и конфисковывать имущество предприятий, ответственных за незаконное загрязнение, а их владельцев — арестовывать на срок до 15 суток. Кроме того, основных загрязнителей обязали установить автоматизированные приборы учета и публиковать данные о загрязнении.

На местные власти возложили ответственность за качество воздуха и обеспечение соблюдения требований экологического законодательства. Центр стал оценивать регионы не только по темпам экономического роста, но и по экологическим показателям. Местные власти также обязали создать централизованные системы экомониторинга и регулярно обнародовать полученные данные. Однако до сих пор полноценную сеть удалось создать лишь в Пекине.

Впрочем, муниципалитеты КНР по-прежнему больше обеспокоены не вопросами экологии, а экономическим ростом. Вопреки обещанию правительства сократить избыточные мощности по производству стали они увеличились в 2016 году на 36,5 млн метрических тонн.

Начало 2017 года в Пекине вновь ознаменовалось сильнейшим смогом — наивысший уровень опасности держался несколько недель подряд, из-за низкой видимости были отменены сотни авиарейсов, власти вынуждены были ограничить использование личного транспорта, остановить работу ряда предприятий и электростанций — и даже начать борьбу с мангалами.

Глава города Цай Ци объявил о намерении закрыть 500 заводов и модернизировать более 2,5 тыс. фабрик, а также на 30% сократить использование угля к концу 2017 года. В марте закрылась последняя крупная угольная ТЭС в пределах города — вскоре после того как премьер Госсовета КНР Ли Кэцян пообещал «снова сделать наши небеса синими».

В апреле Министерство защиты окружающей среды дало старт годовой программе мониторинга воздуха в 28 городах КНР.

Парниковые газы

Усилий властей может быть недостаточно, чтобы решить проблему смога. Согласно недавнему исследованию одной из причин безветренной погоды в регионе, повышающей концентрацию взвешенных частиц, является глобальное изменение климата — а значит, решение должно носить планетарный масштаб.

КНР, на долю которой приходится почти четверть всех мировых выбросов, в рамках Парижского соглашения может достичь пика выбросов СО2 к 2030 году. Однако согласно официальной статистике выбросы парниковых газов в последние несколько лет не только не росли, а даже немного снижались, несмотря на рост ВВП.

Главным образом снижение происходит за счет постепенной замены угольных электростанций возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) — к 2030 году их доля в энергетическом балансе страны должна составить 20%. В январе 2017-го власти объявили об отмене строительства 85 угольных электростанций, еще 18 объектов были заморожены ранее. Строительство новых угольных станций полностью запрещено в трех крупнейших городах — Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, а в целом по стране число разрешений на их строительство в 2016 году упало на 85%. К концу 2015-го установленная мощность солнечных батарей и ветряных турбин превысила 170 ГВт — это примерно четверть всех мировых мощностей.

Стимулирует строительство ВИЭ бум на рынке «зеленых» облигаций, поддерживаемый Народным банком Китая. По его подсчетам, для достижения заявленных целей необходимо инвестировать в «зеленые» проекты не менее $320 млрд, или более 3% ВВП, в течение следующих пяти лет.

Главной альтернативой углю в стране считают газ, в том числе синтетический, получаемый за счет переработки угля. Однако хотя его использование в энергетике и способно сократить выбросы загрязняющих частиц, совокупный объем выбросов СО2 при производстве и сжигании только увеличится, предупреждают экологи.

«Зеленый» транспорт

Экологическое законодательство Китая также уделяет особое внимание сокращению автомобильных выбросов. В 2014 году на дорогах страны появилось 17 млн новых машин, а число автовладельцев достигло 154 млн по сравнению с 27 млн в 2004 году.

В Пекине на долю автотранспорта приходится существенная часть загрязнений, в том числе 86% монооксида углерода, 57% оксида азота и 31% PM 2,5. В 2017 году власти города ввели строгое нормирование автомобильных выхлопов, аналогичное тому, что действует в экологически продвинутой Калифорнии. В КНР развивается массовое производство электрокаров и гибридных автомобилей с ценой от $10 тыс.

«В электроавтомобиле в несколько раз меньше деталей, чем в машине на углеводородном топливе; соответственно, меньше затрат на обслуживание и выше надежность. В экологическом строительстве при той же цене новые материалы, например поликарбонат, получаемые из переработанного сырья или просто из содержащегося в воздухе диоксида углерода, служат дольше, — отмечает член правления Совета по экологическому строительству Антон Чупилко. — Дальнейшее движение в этом направлении неизбежно не только из-за угрозы глобальной климатической катастрофы, но прежде всего из-за реальной эффективности и выгод для общества и бизнеса».

За стремительный экономический рост Китай расплатился экологическим бедствием. Справиться с его последствиями и выстроить новую «зеленую» модель экономики — серьезный вызов. Похоже, страна его принимает, став крупнейшим и самым быстро растущим рынком экотехнологий — его общий объем с учетом товаров и услуг оценивается в $60,7 млрд.

Загрязнение воздуха мелкодисперсной пылью в Китае и соседних регионах

Уровни концентрации частиц PM 2,5 в воздухе, мкг/куб. м

Источник: http://berkeleyearth.org/air-quality-real-time-map/?z=4&x=105.49610&y=36.14440# links, 13 мая 2017 года

Реклама

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

В своих пределах: как растет индустрия путешествий в России В своих пределах: как растет индустрия путешествий в России

Какие тренды преобладают в индустрии внутреннего туризма

РБК
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Российская школа мостостроения: начало истории Российская школа мостостроения: начало истории

Изучением истории строительства мостов занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич

Знание – сила
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Открыть в приложении