Город, которого нет
Хозяин лавки Sofa Art Кашиф Гюндоуду называет ее одним из последних оставшихся «духовно богатых мест» района, если не всего Стамбула. «Я не говорю, что я один такой», — говорит он с нарочитой печалью, чтобы было совершенно ясно, что он такой один.
Старинное серебро, современное турецкое искусство, иранские миниатюры, грузинские художники, османская каллиграфия, дырявые столетние медные кувшины, благородно истрепавшиеся ковры и россыпи старинных монет — Sofa Art в переулках у Галатской башни — остров затерянных сокровищ. Впрочем, лавка видала лучшие времена — крошечное помещение, где она ютится сегодня, можно считать ссылкой после просторного помещения у входа в Большой базар, где Кашиф провел почти сорок лет. Это место, точнее, право на его аренду, которое в Стамбуле исторически передается из поколения в поколение, подарил ему отец в 1976 году, на двадцатипятилетие. Кашиф, которого всегда завораживали традиционные промыслы Анатолии, поначалу торговал лужеными кувшинами и плошками: из подобных пили айран еще в османские времена. Потом, присмотревшись к потоку туристов, стал продавать сувениры. А присмотревшись к туристам еще раз, понял, что хочет восхищать и удивлять, и начал собирать свою собственную коллекцию «объектов» — вещей, которые представляли бы Стамбул во всей его уникальности.