Встретились, поговорили
В декабре в Дубае прошла очередная конференция по климату COP28, где постановили втрое увеличить производство возобновляемой энергии и удвоить средний мировой уровень повышения энергоэффективности к 2030 году. Дебаты между коалициями сторонников уменьшения и отказа от ископаемого топлива оказались настолько напряженными, что организаторам пришлось даже немного продлить конференцию. В итоге участники все же решили отказываться от использования нефти, угля и газа, а не просто снижать их долю, и даже согласовали соответствующую дорожную карту. Противникам такого курса Антониу Гутерриш, генеральный секретарь ООН, прямо сказал, что энергетический переход неизбежен, нравится им это или нет. Впрочем, нетрудно догадаться, что противники (читай — нефтегазовое лобби) вряд ли возьмут под козырек и бросятся снижать добычу ископаемых. Отсюда и шквал критики, к которому в общем-то уже все привыкли.
Но нас интересует другое: что решили насчет судоходства? Проблемы морской отрасли на COP28 традиционно остаются на втором плане, и если бы не усилия ее ключевых представителей, то про их трудности могли бы вообще не вспомнить. Недостатка в прогнозах и сценариях декарбонизации мирового флота нет. Аналитические отчеты регулярно выпускают DNV GL, Lloyds, IMO, UNCTAD и многие другие. Эти документы позволяют сориентироваться в обстановке, особенно тем, у кого нет ресурсов на собственные исследования, и, что важно, дают пищу для размышлений правительствам. Ведь когда-то все-таки придется решать, куда идти, постояв на распутье.