Жесткие против гибких
Sunreef запатентовала технологию интеграции гибких панелей в композитный корпус и пока не планирует продавать ее конкурентам
Как только на рынке появились компактные солнечные панели с приемлемым КПД и доступной ценой, яхтсмены сразу нашли им применение. Широкое распространение они получили на небольших парусных яхтах, где нехватка электричества вдали от марины — извечная проблема. Наблюдая за владельцами, кустарно оснащающими ими свои лодки, верфи быстро сориентировались и предложили готовые заводские решения. Сейчас солнечными панелями на борту уже никого не удивишь, однако вопрос достижения максимальной выработки электричества никуда не делся, и в последние годы наметились две стратегии позиционирования фотоэлектрических ячеек.
Одни производители идут традиционным путем, монтируя жесткие панели на крышах и палубах своих лодок так же, как это делают на зданиях и прочих наземных конструкциях. Другие, коих пока меньшинство, используют гибкие панели, ламинируя их в корпус композитного судна, надстройку и даже рангоут под разными углами. Мне не раз доводилось слышать в профессиональных кругах одобрение и критику обоих вариантов, и в какой-то момент я решил разобраться с их преимуществами и недостатками для конечного пользователя.
Прежде чем погрузиться в детали, проясню один важный момент, касающийся оптимальных размеров яхты на солнечной энергии. Если объект пропорционально увеличивается в размерах, его новый объем будет пропорционален кубу масштабирующего коэффициента, а новая площадь его поверхности — пропорциональна квадрату. Переведем это на простой язык. Получается, что чем меньше лодка, тем проще обеспечить ее потребности за счет солнечной энергии. И наоборот, чем крупнее яхта, тем больше ее объем и потребности в электричестве, а значит, острее сказывается недостаток площади для установки требуемого количества ячеек. Именно поэтому, например, производители суперъяхт смотрят в сторону других альтернативных источников энергии и почти никогда не применяют солнечные панели.