Частные коллекции / Тренды
Очевидное и вероятное
Что произойдет с арт-рынком, когда закончатся «Кувшинки» Клода Моне и иссякнет Пабло Пикассо?
В начале лета ярмарка Art Basel в Базеле обозначила основные тренды на рынке искусства. Например, стало очевидным, что своего звездного часа дождались шестидесятники. «Те, кто помнит, как это создавалось и продавалось на их глазах, как это совсем ничего не стоило или стоило почти ничего, сегодня, 50 лет спустя, вполне бодры и состоятельны и готовы исправить «ошибки» — увидеть в этом «ничего» произведения искусства и заплатить за них», — говорит Андреас Румблер, глава швейцарского отделения Christie’s, международный директор департамента искусства импрессионизма и модернизма. Например, на ярмарке в Базеле галерея Hauser & Wirth продала работу Пьеро Мандзони за €10 млн, а Филиппа Густона — за $15 млн. Галерея David Zwirner — Зигмара Польке за $8,5 млн, Альберто Бурри — за $10 млн. Simon Lee Gallery выставляли Микеланджело Пистолетто за €500 000. На московской ярмарке Cosmoscow полотно Олега Целкова «Унитаз и агавы» 1959 года на стенде аукционного дома Vladey было выставлено за €250 000.
Как иронично высказался незадолго до своей смерти Франсуа Морелле: «В 1963-м мои неоновые работы считались вызывающими, вульгарными и не пользовались спросом — пришлось ждать 20 лет, прежде чем удалось продать первую. Сегодня они стильные, дорогие и очень модные». Елена Куприна-Ляхович, консультант по созданию частных коллекций, объясняет: «Мы видим, что своей финансовой силы достигло поколение художников, чей творческий подъем пришелся на 1960–1970-е годы. Их умение минималистичными средствами рассказать историю сегодня очень ценится. К тому же покупатели и публика больше не требуют физического качества, технической совершенности от работ. А гэп в 50 лет придает коллекционерам инвестиционную уверенность. Первые 25 лет с момента, как художник заявил о себе и закрепился на рынке, сигнализируют коллекционерам, что есть повод обратить внимание на его работы. Фильтр в 50 лет уже выявляет имена, которые безусловно входят в историю искусства. Фильтр в 100 лет позволяет определить шедевры». Накануне старта нового аукционного сезона Forbes задал три вопроса экспертам трех мировых аукционных домов.