Как в один год началось мотопроизводство сразу на нескольких заводах

МотоAvtomatik

1946: «Макаки» прилетели

Такого в нашей истории ещё не было и, похоже, уже никогда не будет: в один год началось мотопроизводство сразу на нескольких заводах.

Текст Александра Воронцова

Экспериментальный мотоцикл с приводом на колесо коляски М-75 (современная реконструкция).

Если 1945 год был временем определения ориентиров и лихорадочного сбора доставшегося от Германии наследия, то 1946‑й стал эпохой реального становления нашего послевоенного мотопрома. Заработали заводы, которые на полвека вперёд стали определять лицо нашего мотоциклизма – причём, за малым исключением, они сохраняли в производстве те же классы мотоциклов, что и в 1946 году.

В наше время, когда на осторожные эксперименты и вялую подготовку производства тратятся чуть ли не десятилетия, характерные для 1946 года темпы кажутся невероятными. Но конструкторы и производственники тех времён – это люди, которые во время войны в считанные месяцы ставили на поток новые системы оружия, и опыта авральной работы им было не занимать. Приказ на освоение совершенно новой – и весьма сложной – продукции они восприняли как должное. Безусловно, немалую помощь им оказали специалисты серпуховского ВКБ, в феврале 1946 года преобразованного в ЦКЭБ (Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения). Его основу составляли инженеры, получившие опыт создания мотоциклов ещё до войны, а современное испытательное оборудование появилось благодаря репарациям – в основном с завода DKW. ЦКЭБ в те времена располагалось на территории Серпуховского мотозавода, который, пытаясь освоить производство М1А (что давалось с огромным трудом, поскольку возможности завода были весьма скромными), одновременно собирал экспериментальные мотоциклы по заказу конструкторского бюро. Так, в 1946 году были изготовлены десять мотоциклов с приводом на колесо коляски – пять нижнеклапанных М-73 и пять верхнеклапанных М-75 (после войны было решено продолжить эксперименты по повышению проходимости армейских мотоциклов), а также десять спортивных мотоциклов С1А. Эти машины, разработанные на основе М1А, отличались двигателем с цилиндром из алюминиевого сплава, с запрессованной стальной гильз

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Низший пилотаж Низший пилотаж

Harley-Davidson Low Rider S — переосмысление фразы «How low can you go?»

Мото
Доплата за переработку Доплата за переработку

Как мусорная реформа чуть не выбросила на свалку истории мелкие компании

РБК
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Наш формат Наш формат

Микроавтобус — лучший выбор для мотоциклиста

Мото
Эгегей! Эгегей!

Пока не настала жара, самое время исследовать настоящую Грецию

Seasons of life
От дирижабля до космоса От дирижабля до космоса

Живописный маршрут на чоппере длиной 11 000 км!

Мото
Братья Электроники Братья Электроники

Владимир и Юрий Торсуевы – актёры, предприниматели и, конечно же, мотоциклисты

Мото
Человек, который слишком много знал: 9 мифов об Альфреде Хичкоке Человек, который слишком много знал: 9 мифов об Альфреде Хичкоке

Правда и мифы о мастере саспенса

Вокруг света
Стая товарищей Стая товарищей

Рассказ Елены Первушиной

Наука и жизнь
Слезы капали Слезы капали

Дизайнер Полина Осипова не догадывалась, что будет продавать свои слезы

Seasons of life
Платить лицом Платить лицом

Кто и зачем решил собирать цифровые слепки личности россиян?

Forbes
Край света Край света

Самая северная точка Европы для искателей приключений

Вокруг света
Золотые часы и минуты Золотые часы и минуты

Сколько зарабатывают лондонские юристы на семейных спорах богатых россиян

Forbes
Агнец Божий Агнец Божий

Главный пасхальный суп по версии греческих хозяек

Вокруг света
Наука и жизнь в начале XX века Наука и жизнь в начале XX века

О чем писали в журнале 100 лет назад

Наука и жизнь
Безумный мир: 7 дурацких мест Безумный мир: 7 дурацких мест

Когда творческая энергия бьет через край, результат может быть сумасшедшим

Вокруг света
Как электронная почта, криптовалюты и искусственный интеллект повышают градус планеты Как электронная почта, криптовалюты и искусственный интеллект повышают градус планеты

Многие новые технологии не столько решают, сколько создают проблемы на планете

РБК
Первые по праву Первые по праву

Как юридическая фирма ЕПАМ стала самой крупной фирмой в России

Forbes
Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика

Так ли апокалиптично будущее, как его представляют экоактивисты?

РБК
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк третий. Эйнштейн в Америке

Наука и жизнь
Теория и практика игр Теория и практика игр

Братья Игорь и Дмитрий Бухманы построили компанию Playrix

Forbes
Доход с разумным риском Доход с разумным риском

Специалисты советуют инвесторам-физлицам повышать уровень финансовой грамотности

РБК
Вагон наличных Вагон наличных

Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках

Forbes
Лориська Лориська

Мы говорили с Лорой Гуэрра, когда в России еще лежал снег

Seasons of life
«Хьюстон, у нас проблема» «Хьюстон, у нас проблема»

Какие ужасы пришлось преодолеть экипажу «Аполлона-13», чтобы остаться в живых

Вокруг света
Каменные джунгли Каменные джунгли

Дом из бетона для страстных коллекционеров современного искусства

AD
Храмы и серпантины Храмы и серпантины

Мотопутешествие по Армении

Мото
Точно в десятку Точно в десятку

Yamaha MT-10 — бодрый нейкед, но что у него с надежностью?

Мото
Яйцо высшей категории Яйцо высшей категории

Мистика и символика пасхального яйца — писанки

Вокруг света
Дунайские байки Дунайские байки

Чем так хорош венский технический музей

Мото
Открыть в приложении