Как в один год началось мотопроизводство сразу на нескольких заводах

МотоAvtomatik

1946: «Макаки» прилетели

Такого в нашей истории ещё не было и, похоже, уже никогда не будет: в один год началось мотопроизводство сразу на нескольких заводах.

Текст Александра Воронцова

Экспериментальный мотоцикл с приводом на колесо коляски М-75 (современная реконструкция).

Если 1945 год был временем определения ориентиров и лихорадочного сбора доставшегося от Германии наследия, то 1946‑й стал эпохой реального становления нашего послевоенного мотопрома. Заработали заводы, которые на полвека вперёд стали определять лицо нашего мотоциклизма – причём, за малым исключением, они сохраняли в производстве те же классы мотоциклов, что и в 1946 году.

В наше время, когда на осторожные эксперименты и вялую подготовку производства тратятся чуть ли не десятилетия, характерные для 1946 года темпы кажутся невероятными. Но конструкторы и производственники тех времён – это люди, которые во время войны в считанные месяцы ставили на поток новые системы оружия, и опыта авральной работы им было не занимать. Приказ на освоение совершенно новой – и весьма сложной – продукции они восприняли как должное. Безусловно, немалую помощь им оказали специалисты серпуховского ВКБ, в феврале 1946 года преобразованного в ЦКЭБ (Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения). Его основу составляли инженеры, получившие опыт создания мотоциклов ещё до войны, а современное испытательное оборудование появилось благодаря репарациям – в основном с завода DKW. ЦКЭБ в те времена располагалось на территории Серпуховского мотозавода, который, пытаясь освоить производство М1А (что давалось с огромным трудом, поскольку возможности завода были весьма скромными), одновременно собирал экспериментальные мотоциклы по заказу конструкторского бюро. Так, в 1946 году были изготовлены десять мотоциклов с приводом на колесо коляски – пять нижнеклапанных М-73 и пять верхнеклапанных М-75 (после войны было решено продолжить эксперименты по повышению проходимости армейских мотоциклов), а также десять спортивных мотоциклов С1А. Эти машины, разработанные на основе М1А, отличались двигателем с цилиндром из алюминиевого сплава, с запрессованной стальной гильз

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Брат Максим Брат Максим

Режим самоизоляции мы нарушали в правильно подобранной защитной экипировке

Мото
Чувствуйте себя как дома Чувствуйте себя как дома

Свою студию дизайнер Борис Дмитриев превратил в квартиру

AD
Доплата за переработку Доплата за переработку

Как мусорная реформа чуть не выбросила на свалку истории мелкие компании

РБК
Слезы капали Слезы капали

Дизайнер Полина Осипова не догадывалась, что будет продавать свои слезы

Seasons of life
Получили квартиру! Получили квартиру!

Идущие мимо прохожие с любопытством заглядывают в окна новой студии Seasons

Seasons of life
Киса и Ося здесь были Киса и Ося здесь были

Места славы Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича из романа «12 стульев»

Вокруг света
Михаил Бабенко: Быть экологически ответственным выгодно Михаил Бабенко: Быть экологически ответственным выгодно

Уже пора понять: от нас зависит, что останется нашим детям

РБК
Неформат Неформат

Неформатный мотоцикл, который не хочет укладываться в рамки одного жанра

Мото
Лориська Лориська

Мы говорили с Лорой Гуэрра, когда в России еще лежал снег

Seasons of life
Календарь Календарь

Календарь на все три месяца весны

Seasons of life
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Интересные исследования и новости научного мира

Наука и жизнь
Летось Летось

Только когда же это было, «летось»? Слово это встречается во множестве говоров

Наука и жизнь
Манул-«Партизан» Манул-«Партизан»

Экспедиция по Горному Алтаю в поисках краснокнижного манула

Наука и жизнь
Бабушка надвое сказала Бабушка надвое сказала

Петербургская квартира дизайнера Тимофея Вересновского

AD
Путешествие в тарантасе с кокурками, скородумками и другим дорожным припасом Путешествие в тарантасе с кокурками, скородумками и другим дорожным припасом

Домашние припасы по-гоголевски

Наука и жизнь
Зеленый двор Зеленый двор

Палисадник около дома, который по силам каждому

Seasons of life
Большая Перемена Большая Перемена

Дизайн сегодня — один из инструментов постижения мира и себя в нем

Seasons of life
Звезд с неба нахватал Звезд с неба нахватал

Как воспоминания о ночевках под открытым небом могут помочь построить карьеру

AD
Ностальгия по Мадонне Ностальгия по Мадонне

Отправляемся тосканским маршрутом Андрея Тарковского и Тонино Гуэрры

Seasons of life
Точно в десятку Точно в десятку

Yamaha MT-10 — бодрый нейкед, но что у него с надежностью?

Мото
Память — главная функция мозга Память — главная функция мозга

Отвечает директор Научного центра неврологии РАН академик Михаил Пирадов

Наука и жизнь
От дирижабля до космоса От дирижабля до космоса

Живописный маршрут на чоппере длиной 11 000 км!

Мото
Братья Электроники Братья Электроники

Владимир и Юрий Торсуевы – актёры, предприниматели и, конечно же, мотоциклисты

Мото
Тусовочное место Тусовочное место

Как основатели Bash.Today цифровизировали сферу организации мероприятий

Forbes
Первые по праву Первые по праву

Как юридическая фирма ЕПАМ стала самой крупной фирмой в России

Forbes
Возвращение Возвращение

Как Александр Соколов убеждает участников списка Forbes отдавать долги

Forbes
Пограничное состояние, или текс, мекс и индейцы Пограничное состояние, или текс, мекс и индейцы

Никакие пограничные посты не смогут разделить людей одной культуры

Вокруг света
Хранители Хранители

Как буйволы стали национальным достоянием Индонезии

Вокруг света
Платить лицом Платить лицом

Кто и зачем решил собирать цифровые слепки личности россиян?

Forbes
Человек, который слишком много знал: 9 мифов об Альфреде Хичкоке Человек, который слишком много знал: 9 мифов об Альфреде Хичкоке

Правда и мифы о мастере саспенса

Вокруг света
Открыть в приложении