Как в один год началось мотопроизводство сразу на нескольких заводах

МотоAvtomatik

1946: «Макаки» прилетели

Такого в нашей истории ещё не было и, похоже, уже никогда не будет: в один год началось мотопроизводство сразу на нескольких заводах.

Текст Александра Воронцова

Экспериментальный мотоцикл с приводом на колесо коляски М-75 (современная реконструкция).

Если 1945 год был временем определения ориентиров и лихорадочного сбора доставшегося от Германии наследия, то 1946‑й стал эпохой реального становления нашего послевоенного мотопрома. Заработали заводы, которые на полвека вперёд стали определять лицо нашего мотоциклизма – причём, за малым исключением, они сохраняли в производстве те же классы мотоциклов, что и в 1946 году.

В наше время, когда на осторожные эксперименты и вялую подготовку производства тратятся чуть ли не десятилетия, характерные для 1946 года темпы кажутся невероятными. Но конструкторы и производственники тех времён – это люди, которые во время войны в считанные месяцы ставили на поток новые системы оружия, и опыта авральной работы им было не занимать. Приказ на освоение совершенно новой – и весьма сложной – продукции они восприняли как должное. Безусловно, немалую помощь им оказали специалисты серпуховского ВКБ, в феврале 1946 года преобразованного в ЦКЭБ (Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения). Его основу составляли инженеры, получившие опыт создания мотоциклов ещё до войны, а современное испытательное оборудование появилось благодаря репарациям – в основном с завода DKW. ЦКЭБ в те времена располагалось на территории Серпуховского мотозавода, который, пытаясь освоить производство М1А (что давалось с огромным трудом, поскольку возможности завода были весьма скромными), одновременно собирал экспериментальные мотоциклы по заказу конструкторского бюро. Так, в 1946 году были изготовлены десять мотоциклов с приводом на колесо коляски – пять нижнеклапанных М-73 и пять верхнеклапанных М-75 (после войны было решено продолжить эксперименты по повышению проходимости армейских мотоциклов), а также десять спортивных мотоциклов С1А. Эти машины, разработанные на основе М1А, отличались двигателем с цилиндром из алюминиевого сплава, с запрессованной стальной гильз

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Катя катит кругосветку Катя катит кругосветку

Путешественники незаслуженно обделяют вниманием Центральную Америку

Мото
Наш формат Наш формат

Микроавтобус — лучший выбор для мотоциклиста

Мото
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
В защищенном режиме В защищенном режиме

Новые технологии для решения экологических проблем Сахалинской области

РБК
Звезд с неба нахватал Звезд с неба нахватал

Как воспоминания о ночевках под открытым небом могут помочь построить карьеру

AD
Какая ещё «булошная», или Зачем нужны варианты произношения? Какая ещё «булошная», или Зачем нужны варианты произношения?

Две столицы — два мировоззрения

Наука и жизнь
Люкс по-китайски Люкс по-китайски

Китайцы придут, весь рынок автомобилей и мотоциклов захватят

Мото
Золотые часы и минуты Золотые часы и минуты

Сколько зарабатывают лондонские юристы на семейных спорах богатых россиян

Forbes
Слезы капали Слезы капали

Дизайнер Полина Осипова не догадывалась, что будет продавать свои слезы

Seasons of life
Взрослые игры Взрослые игры

Дом с двумя игровыми комнатами: одна для детей, а вторая — для их родителей

AD
Таинственный пассажир Таинственный пассажир

Гран-прийные «скримеры» Honda

Мото
Одинаковы с лица Одинаковы с лица

Cпортбайки Suzuki GSX-R600 пользуются на вторичном рынке устойчивым спросом

Мото
Эгегей! Эгегей!

Пока не настала жара, самое время исследовать настоящую Грецию

Seasons of life
Первые по праву Первые по праву

Как юридическая фирма ЕПАМ стала самой крупной фирмой в России

Forbes
Киса и Ося здесь были Киса и Ося здесь были

Места славы Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича из романа «12 стульев»

Вокруг света
Валерий Петросян: Свалки — это химические бомбы замедленного действия Валерий Петросян: Свалки — это химические бомбы замедленного действия

Валерий Петросян — о масштабе проблемы свалок и ходе мусорной реформы

РБК
Александр Чернокульский: Через 50 лет борьба за климат обойдется дороже Александр Чернокульский: Через 50 лет борьба за климат обойдется дороже

Интервью с климатологом Александром Чернокульским

РБК
Каменные джунгли Каменные джунгли

Дом из бетона для страстных коллекционеров современного искусства

AD
Доплата за переработку Доплата за переработку

Как мусорная реформа чуть не выбросила на свалку истории мелкие компании

РБК
Теория и практика игр Теория и практика игр

Братья Игорь и Дмитрий Бухманы построили компанию Playrix

Forbes
Повышая градус Повышая градус

Автотур по Краснодарскому краю к местным виноделам

Вокруг света
Блошиный король Блошиный король

История марки Kreidler

Мото
Зеленый двор Зеленый двор

Палисадник около дома, который по силам каждому

Seasons of life
Стая товарищей Стая товарищей

Рассказ Елены Первушиной

Наука и жизнь
Время девы. Весеннее небо Время девы. Весеннее небо

Весна — лучшее время для наблюдения созвездия Девы

Наука и жизнь
Точно в десятку Точно в десятку

Yamaha MT-10 — бодрый нейкед, но что у него с надежностью?

Мото
Манул-«Партизан» Манул-«Партизан»

Экспедиция по Горному Алтаю в поисках краснокнижного манула

Наука и жизнь
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Интересные исследования и новости научного мира

Наука и жизнь
Смех зверей Смех зверей

Посмеяться любят многие: и обезьяны, и дельфины, и даже грызуны

Вокруг света
А в «Африке»... А в «Африке»...

Новая версия легендарной «Африки Твин» - модель CRF1100 2020 модельного года

Мото
Открыть в приложении