«Фармотрасль играет гуманитарную роль и меньше зависит от политики»
Как меняются рынок и производство лекарств в России, РБК + рассказал коммерческий директор компании «Гротекс» (Solopharm) Сергей Трифонов.
Ряд иностранных фармкомпаний объявили о сворачивании активности в России. Но вот все же производители лекарств в меньшей степени присоединяются к санкциям, чем компании из других отраслей. С чем это связано?
Основная миссия любой фармкомпании — здоровье людей. Фармотрасль играет большую гуманитарную роль, поэтому эта сфера в меньшей степени зависит от политической обстановки. Хотелось бы сказать, что совсем не зависит, но это не так. Санкции отразились как на активности зарубежных фармкомпаний, так и на логистике, от которой зависит российская фарма.
Россия остается большим рынком для зарубежных фармкомпаний?
Российский рынок привлекателен своим потенциалом и темпами развития. Доля отечественного рынка в мировых продажах лекарств — всего около 3%, но все последние годы он рос примерно на 10% в рублевом эквиваленте. А если будет реализован, например, проект закупок в рамках страховой медицины, это сразу увеличит объем рынка. Не замечать этот потенциал «Большая фарма» не может.
Открываются ли новые возможности импортозамещения для отечественных производителей лекарств?
Доля российских фармпроизводителей будет расти. Насколько быстро, тяжело сказать, потому что мы пока еще не понимаем всей совокупности факторов. Это будет зависеть и от того, как на ситуацию станет влиять государство. Уже упрощено внесение изменений в регистрационное досье по комплектующим и субстанциям. Приняты меры кредитной поддержки системообразующих предприятий, в том числе фармотрасли.
«Гротекс» (Solopharm) в апреле 2022 года открыла предприятие по производству твердых лекарственных форм — завод «матричного типа». Что это за формат?
Матричная структура позволяет гибко реагировать на изменение спроса. Если необходима линия под другие лекарственные средства, вы можете оперативно перестроить геометрию производства и поставить ее. Это соответствует стратегии Solopharm на расширение ассортимента выпускаемых лекарств в разных сегментах. У нас в портфеле уже около 170 регистрационных удостоверений, в основном на жидкие лекарственные формы. Компания, к примеру, №1 в производстве жидких лекарственных форм и занимает треть российского рынка по инфузионным растворам, также Solopharm производит препараты для офтальмохирургии, которые в России больше не делает никто. Мы активно наращиваем портфель регистрационных удостоверений и по твердым лекарственных формам. Кроме того, мы запустили производство биологически активных добавок.
Как, на ваш взгляд, будет развиваться российская фармотрасль? Какую роль будут играть, в частности, биотехнологические препараты?
Отечественные компании занимают 60% внутреннего рынка, если считать в упаковках. Но в рублевом эквиваленте это всего лишь 30–35% рынка. Это означает, что российской фармой уже неплохо освоен выпуск препаратов низкого и среднего ценовых сегментов. И конечно, основным трендом развития любого фармпроизводителя со временем становится переход в производство препаратов высокого ценового сегмента. Мы сейчас активно наращиваем компетенции в R&D-секторе. Также в биотехнаправлении готовы в ближайшем будущем выйти на рынок моноклональных антител для лечения онкозаболеваний. Биотех имеет особое значение, поскольку в последние месяцы стало понятно, что в этой жизненно важной области у России возникла недопустимо большая зависимость от иностранной фармы.
Вообще же без дженериковой стадии развития фармотрасли не прийти к разработке инновационных молекул. Китайский, а также индийский опыт дают хорошие примеры для российских компаний в локализации производства и его масштабирования.