Как пандемия повлияла на химическую отрасль и цели устойчивого развития
Отразится ли распространение COVID-19 на подходах к безопасности и обращению с отходами, РБК+ рассказали руководители концерна BASF в России и СНГ.
«Отрасль не сразу ощутила последствия пандемии»
Кристоф Рёриг, глава BASF в России и СНГ
«В первом квартале 2020 года многие наши партнеры активно заказывали продукцию, опасаясь перебоев с поставками в будущем. В результате объемы отгрузки выросли относительно прошлого года. Однако ко второму кварталу клиенты накопили значительные запасы на складах, при этом некоторые крупные заказчики из автомобильной, мебельной и других отраслей промышленности были вынуждены снизить объемы выпуска или вовсе приостановить свои производства. В итоге второй и третий кварталы оказались тяжелыми почти для всех отраслей, за исключением сегментов, связанных с производством средств гигиены, а также химической продукции для сельского хозяйства. По состоянию на конец сентября наши итоговые продажи в России оказались чуть ниже прошлогодних показателей. Ввиду предполагаемого негативного влияния пандемии мы проактивно внедрили антикризисный план действий для поддержки бизнеса и сотрудников. Нам удалось сохранить персонал: сокращения штата не было — мы лишь приостановили рекрутинг; не снизился и уровень зарплат.
Еще до объявления властями особых мер мы позаботились о минимизации риска заражения коронавирусом на рабочем месте. Сейчас в Москве более чем из 300 сотрудников непосредственно в офисе работают лишь 40–50 человек: в начале пандемии мы перевели почти всю компанию на удаленную работу. Быстрому переходу способствовал накопленный ранее опыт: мы уже пару лет предоставляем сотрудникам возможность работать удаленно несколько дней в месяц.
Обеспечение комфортных условий труда, на мой взгляд, является одним из важных элементов устойчивого развития.
BASF включил принципы устойчивого развития в свою повестку более 20 лет назад. Уже тогда в концерне понимали, что будущее обеспечит только оптимальное соотношение усилий в достижении экономических и экологических целей, а также социальной ответственности. С 2018 года цели устойчивого развития в нашей стратегии имеют такое же значение, как и экономические показатели. Отмечу, что ни одна из наших инициатив в этой области не была приостановлена из-за пандемии».
«Коронавирус обострил проблему переработки пластиковых отходов»
Лариса Гуро, директор по развитию бизнеса BASF в России и СНГ
«Пластики широко применяются в медицинских и защитных изделиях, в том числе в одноразовых масках и перчатках, повсеместное использование которых мы сейчас видим в борьбе с COVID-19 в нашей стране и во всем мире. Вряд ли можно отрицать, что пластики — удобные материалы: легкие, функциональные и в принципе пригодные для переработки. Но, с учетом того что в окружающей среде уже накоплен значительный объем пластиковых отходов, рост потребления пластмасс ставит ребром вопрос о загрязнении планеты.
BASF удалось создать метод переработки любых видов полимеров химическим способом — химический рециклинг. Внедренная в рамках нашего проекта ChemCycling технология позволяет выпускать из переработанного пластика качественную продукцию, аналогичную произведенной из невозобновляемого сырья.
С помощью специальной технологии наши партнеры получают из бывшего в употреблении пластика пиролизное масло, или chemoil. BASF в дальнейшем использует его в производстве как альтернативу невозобновляемым ресурсам — нефти или газу.
Важно отметить, что химический рециклинг не конкурирует с другими методами переработки, а дополняет их: сырьем для получения пиролизного масла служат смешанные пластиковые отходы, не подлежащие другим методам переработки, в том числе механическим. Недавно BASF и его партнеры сумели задействовать также бытовые отходы, наладив пиролиз отработанных шин, и поиски новых путей применения технологии продолжаются. В начале прошлого года BASF стал соучредителем глобального Альянса по ликвидации пластиковых отходов. Он объединяет свыше 50 крупных компаний из самых разных индустрий. Пока среди членов альянса нет российских компаний, однако мы видим, что у многих российских производителей активно реализуется система социальной ответственности, а в стране ведется работа по созданию инфраструктуры для сортировки твердых бытовых отходов. На мой взгляд, сейчас самый подходящий момент, чтобы направить внимание участников внутреннего рынка на необходимость перехода на экономику замкнутого цикла».
«Пандемия коронавируса не стала абсолютно новой ситуацией, но ее масштабы уникальны»
Олег Бочков, заместитель гендиректора BASF в России и СНГ, руководитель департамента по защите окружающей среды, охране труда и промышленной безопасности
«Нам пришлось в кратчайшие сроки пересмотреть формат занятости и подходы к организации безопасности труда.
С 1992 года в концерне BASF действует программа «Ответственная забота» (Responsible Care). Одна из ее дисциплин — «Готовность к чрезвычайным ситуациям» — предусматривает подготовку к различным катаклизмам, в том числе эпидемиям. И хотя у нас уже был опыт работы в условиях глобальной вспышки свиного гриппа H1N1 в 2009 году, когда на отдельных предприятиях также вводились ограничения (масочный режим, меры по дистанцированию персонала и частичный перевод сотрудников на удаленную работу), во время текущей пандемии мы столкнулись с более серьезными изменениями.
На удаленный формат работы перешли практически все сотрудники наших офисов в России, а также в Германии и во многих других странах присутствия BASF. Производственный цикл химических комплексов при этом остановить было нельзя. И мы разработали особые правила безопасности как для офисных сотрудников, так и для производственного персонала: ввели соответствующие регламенты посещения рабочих мест и проведения совещаний, организовали безопасную транспортировку персонала на производства, обеспечили всех сотрудников необходимыми средствами индивидуальной защиты и антисептиками, реализовали иные меры по безопасности.
Это позволило концерну не сбавить обороты: все поставленные задачи решались в срок. При этом в российском подразделении не было ни одного случая инфицирования сотрудников COVID-19 на рабочих местах.
На первый план вышли задачи по обеспечению безопасных условий труда при дистанционной работе. Увеличилось число попыток фишинговых атак на почтовые ящики сотрудников, в том числе под видом предоставления результатов тестирования на коронавирус. Урона мы смогли избежать благодаря регулярным тренингам по информационной безопасности и использованию различных технических решений для обеспечения безопасности.
При этом ускорился процесс перехода на цифровые методы работы, обучения, тестирования. Это экономит ресурсы компании и время людей. И пожалуй, это навык, который мы будем очень активно использовать и после возвращения к обычному формату работы».
Фото: пресс-служба, Игнат Козлов для РБК