Все суета
О хрупкости и краткости человеческого бытия размышляли художники разных эпох и стран. Самые очевидные символы быстротечности жизни и неотвратимости ее финала – это череп, кости и разнообразные часы. Какие еще предметы использовали художники в качестве таких символов?
Скелет как универсальный образ смерти; река как аллегория движения времени, течения человеческой жизни и разделения миров (и некий способ ее пересечь – по мосту ли, на лодке ли); цветы и травы (ведь, как сказано в Библии, «всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой») – все эти символы одновременно существовали у разных народов земного шара. У других образов, олицетворявших скоротечность времени и бренность жизни, которые активно использовали художники, напротив, была своя культурная специфика. Пожалуй, самую богатую коллекцию этих символов собрала Европа XVI–XVII веков – художники переосмыслили наследие готики и Возрождения, присвоили и дополнили идеями богословов античные и восточные мифы. Такими символами, передающими главные послания зрителю, насыщены жанровые сцены и натюрморты-ванитас (от лат. vanitas – «суета», «тщеславие», «бренность»).
Европа
Серп или коса
Это атрибуты греческого бога времени и урожая – Крона, или Хроноса. В римской мифологии ему соответствовал Сатурн. Фигурой Сатурна – крылатого старика с серпом или косой – в XVIII-XIX веке нередко украшали каминные часы.
Меч, нож, ножницы
Это инструменты, прерывающие жизнь. Ножницы могут быть напоминанием о мойрах, парках или норнах – божествах, прядущих нить человеческой судьбы. Коротким мечом пользуется греческий бог смерти Танатос, чтобы срезать прядь волос обреченного человека. У христиан меч – один из самых распространенных символов мученической кончины: большая часть святых была казнена через обезглавливание.