Лёгкая мототехника (меньше 100 см³) в СССР выпала из обоймы

МотоAvtomatik

1952: От Урала до Днепра

Тяжёлые мотоциклы в СССР в начале 50-х выпускали два завода, а вот лёгкая мототехника (меньше 100 см³) выпала из обоймы.

Текст Александра Воронцова. Фото из архива редакции

Перенос производства мотоциклов М-72 из Горького в Киев дался нелегко и растянулся на три года. Киевский мотозавод ещё в 1951 году прекратил производство лёгких мотоциклов К-1Б «Киевлянин», но изготовление сделанных на его базе трёхколёсных «инвалидок» К-1В продолжал до июля 1952 года (причём за полгода завод успел сделать 5002 трицикла).

Лишь в августе 1952 года на КМЗ начался монтаж технологических линий по производству двигателей и коробок передач М-72. Ходовую часть завод получил из Ирбита, и до конца года собрал 500 комплектных мотоциклов. Приспосабливая конструкцию машины к возможностям имеющегося станочного парка, специалисты КМЗ внесли в неё около 200 изменений — со временем такая «самодеятельность» приведёт к тому, что многие узлы двух советских оппозитов станут невзаимозаменяемыми. Затем два завода объединят усилия в создании унифицированной модели, потом пути конструкторов опять разойдутся, чтобы через несколько лет вновь озаботиться унификацией — и эта история будет длиться десятки лет, пока КМЗ не прекратит своё существование.

Производство «инвалидки» К1В первоначально хотели передать на Серпуховский мотозавод, но затем всё же взяла верх здравая идея, что наши инвалиды заслуживают более совершённой машины. Её проектирование началось в ЦКЭБ в 1951 году, в конце 1952 года началось серийное производство. Фактически С-1Л представлял собой примитивный трёхколёсный автомобильчик (тогда в ходу был термин «мотоколяска»), с 4‑сильным 125‑кубовым двухтактным двигателем типа М-1А в задней части. От двигателя шла цепная передача на блок, объединявший дифференциал и заднюю передачу. Стальные панели кузова крепились на трубчатой раме, обшивка дверей и верх — из брезента. В рессорных подвесках были использованы фрикционные амортизаторы, барабанные тормоза с механическим приводом — только на задние колёса. Машина весила всего 275 кг, но 4‑сильный двигатель не позволял развивать скорость более 30 км / ч. За характерную внешность с одной центральной фарой С-1Л получила прозвище «Циклоп». В широкую продажу эти машины не поступали: их выдавали инвалидам через органы социального обеспечения сроком на пять лет, после чего следовал капитальный ремонт, продлевавший её жизнь на 2,5 года, затем автомобильчик подлежал списанию и обязательной утилизации — поэтому сегодня С-1Л представляет большую редкость и неизменно вызывает интерес на выставках и парадах старины.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Что ты такое? Что ты такое?

Для чего вообще нужен этот трёхколёсный аппарат?

Мото
Не обязательно Disney. Пять красивых и необычных мультфильмов для всей семьи Не обязательно Disney. Пять красивых и необычных мультфильмов для всей семьи

5 мультфильмов, которые стоит добавить к семейному просмотру

Seasons of life
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Чаша терпения: 7 грандиозных плотин Чаша терпения: 7 грандиозных плотин

Гидротехнические сооружения спорят по величию и мощи с природой. Кто сильнее?

Вокруг света
Амурские волны Амурские волны

Путешествия и открытия морского офицера Геннадия Невельского

Вокруг света
Скульптор Мария Диллон Скульптор Мария Диллон

История первой русской женщины-скульптора

Наука и жизнь
Как собраться в путешествие на один день Как собраться в путешествие на один день

Хорошее путешествие определяется не тем, насколько далеко вы уехали от дома

Seasons of life
4 простых шага к экологичному образу жизни 4 простых шага к экологичному образу жизни

Чтобы начать вести экологичный образ жизни, не нужно пускаться во все тяжкие

Seasons of life
Собака Павлова: 8 мифов о первооткрывателе условного рефлекса Собака Павлова: 8 мифов о первооткрывателе условного рефлекса

«Вокруг света» разобрался, что есть миф об учёном, а что — чистая правда

Вокруг света
Не просто хобби: Как построить бизнес на рукоделии Не просто хобби: Как построить бизнес на рукоделии

Как увлечение может стать настоящим делом жизни

Seasons of life
Сложная судьба электрокультуры Сложная судьба электрокультуры

Тернистый и извилистый путь развития электрокультуры

Наука и жизнь
Богемные выходные: Променад по подмосковным усадьбам Богемные выходные: Променад по подмосковным усадьбам

Чтобы насладиться спокойствием и историей, необязательно уезжать далеко

Seasons of life
Крем с SPF для лица, или поговорим о санскрине Крем с SPF для лица, или поговорим о санскрине

Солнце дарит коже лица не только россыпь задорных веснушек на щеках

Seasons of life
Издалека Издалека

Фантастическая повесть

Наука и жизнь
Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
Сокровища морей Сокровища морей

Многие исторические ценности до сих пор остаются на морском дне

Вокруг света
Исторический рейтинг Исторический рейтинг

Tripadvisor XIX века от Императорского Русского географического общества

Вокруг света
Лучше гор Лучше гор

За вдохновением Николай Рерих пускался в реальные и весьма опасные странствия

Вокруг света
Старый Сухум: Аристократический район «Гора Чернявского» Старый Сухум: Аристократический район «Гора Чернявского»

Что такое гора Чернявского, можно понять, только увидев ее

Seasons of life
Безопасный фритюр Безопасный фритюр

Насколько страшен фритюр и откуда взялось предубеждение к блюдам во фритюре?

Bones
Школа милиции Школа милиции

Что общего у этих двух, таких разных мотоциклов?

Мото
Списали с натуры Списали с натуры

Загородный дом, оформленный студией “МК‑Интерио”

AD
Алмазные решения для квантовых задач Алмазные решения для квантовых задач

За синтетическими алмазами будущее!

Наука и жизнь
«Ощущение» Хана «Ощущение» Хана

Современные танцевальные труппы сегодня — это модель мира в миниатюре

Seasons of life
Любовь растений Любовь растений

Любовные отношения растений долгое время оставались для людей загадкой

Наука и жизнь
Опытным шитьем Опытным шитьем

Знакомимся с дизайнерами, которые исследуют отношения между одеждой и телом

Seasons of life
Хочу биг твин! Хочу биг твин!

Так уж повелось, что мотоциклы из Милуоки делят по семействам двигателей

Мото
Анатолий Казаков: «Главное — быть честным с самим собой» Анатолий Казаков: «Главное — быть честным с самим собой»

Если станешь поваром, по крайней мере всегда будешь сыт

Bones
Нос судьбы Нос судьбы

Вера Полозкова — поэт и мать троих детей

Seasons of life
Иван Забавников: «Свой хлеб — это ваша уникальность!» Иван Забавников: «Свой хлеб — это ваша уникальность!»

Шеф-пекарь Иван Забавников об особенностях профессии и вкусах гостей

Bones
Открыть в приложении