$100 млн на такси

РБКBiznes

Венчурное финансирование – бизнес-кейс

$100 млн на проезд

От предоставления сервиса такси — к решениям, кардинально меняющим транспортную инфраструктуру города. Какую стратегию должна иметь компания, чтобы получить деньги на развитие? Ответы — в сделке Sberbank CIB и Gett: банк выдал последней венчурный кредит объемом $100 млн.

Текст: Алексей Сергеев

Бизнес-идея

Основанная в 2010 году компания Gett является международным мобильным сервисом заказа такси и логистических услуг. Собственным парком машин она не владеет, а разрабатывает мобильное приложение, которое позволяет лицензированным перевозчикам получать заказы от клиентов. Приложение отслеживает местоположение машин и выбирает ближайшее свободное к пользователю такси, позволяет настроить такие параметры поездки, как температура салона или радиостанция, еще до ее начала, производить оплату по карте или за наличный расчет.

«Любая компания начинается с миссии. И миссия Gett — полностью модернизировать транспортную инфраструктуру города, — говорит Дэйв Вайсэр, основатель и глава компании Gett. — Мы нашли способ, как можно с помощью современных технологий сделать так, чтобы человек имел удобный сервис и при этом не покупал такой дорогой актив, как автомобиль. Машина к нашим клиентам приезжает в среднем за 3,5–4 минуты, поездки стоят недорого. Учитывая также, что стоимость парковки во всех городах непрерывно растет, сегодня использовать такси экономически более выгодно и более удобно с точки зрения образа жизни человека в мегаполисе».

Это не продажа машин и даже не предоставление сервиса такси — это продажа транспортных решений, как доставить вас из точки А в точку В, говорит Оскар Рацин, вице-президент Sberbank CIB, глава департамента инвестиционной деятельности: «И именно эта идея продажи мобильности, подразумевающая глобальную трансформацию всей транспортной индустрии, нас очень заинтересовала».

В 2016 году сервис Gett был запущен в 30 российских городах
Фото: Lori

Команда

Первостепенное значение для получения финансирования имеет качество менеджмента компании. «Gett — это великолепная команда единомышленников, которая доказала, что может вывести компанию на прибыльность, — делится Оскар Рацин. — Подготовка нашей сделки заняла около полугода, при этом представители компании очень качественно и оперативно отвечали на все наши вопросы. Мы также обсуждали при этом, как они настраивают свои бизнес-процессы и психологию сотрудников, чтобы добиться запланированных результатов, — для нас это было важно».

Партнеры

Важным фактором для финансирующего банка является объем средств, проинвестированных в бизнес компании ее акционерами, а также репутация и история инвестиций акционеров. Совокупный объем акционерного капитала, привлеченного Gett на сегодняшний день, превышает $640 млн, включая заем Сбербанка и средства Volkswagen. Компания объявила о стратегической инвестиции от группы Volkswagen на сумму $300 млн в середине 2016 года. «После того как акционером Gett стал Volkswagen, для нас эта компания стала еще более привлекательной в силу того, что она получила стратегического партнера, который является одним из крупнейших мировых автомобильных концернов», — указывает Оскар Рацин.

В компании Gett Sberbank CIB увидел потенциального клиента для венчурного финансирования. На фото: Дэйв Вайсэр (слева), основатель и глава компании Gett, и Оскар Рацин, вице-президент Sberbank CIB, глава департамента инвестиционной деятельности
Фото: Олег Яковлев для РБК

Темпы роста

Компания Gett развивается очень динамично, на данный момент ее услуги доступны более чем в 100 городах в России, Израиле, Великобритании и США, причем только в 2016 году сервис был запущен в 30 российских городах. Клиентов компании обслуживает порядка 150 тыс. автомобилей.

«Наш бизнес растет очень высокими темпами с момента создания компании — в среднем рост составляет 300% в год, — говорит Дэйв Вайсэр. — И несмотря на уже довольно внушительные, более $1 млрд в год, обороты компании, темпы роста не снижаются — так, в четвертом квартале 2016 года мы выросли на 100%». В 2013 году журнал Forbes включил компанию в топ-15 самых быстрорастущих технологических стартапов, в 2016 году российский Forbes поставил Gett на девятое место в списке самых дорогих компаний Рунета с оценкой $500 млн.

Брак по расчету

Консервативные инвесторы, предоставляющие долговое финансирование, хотят быть уверены в надежности бизнеса компании и понимать, за счет чего будет осуществляться возврат инвестиций. «Мы не предоставляем кредиты стартапам, ранние инвестиционные раунды — это зона интересов венчурных фондов, банки более консервативны, — считает Оскар Рацин. — В случае с Gett — это устоявшаяся компания более чем с пятилетней историей, понятным составов акционеров. И, что было для нас принципиально важно, с понятной финансовой моделью. Уже сейчас у компании положительная юнит-экономика, то есть каждая поездка приносит ей валовую прибыль. Это означает, что компанию надо просто растить, чтобы она за счет увеличения масштабов и роста валовой прибыли покрывала бы свои издержки и стала прибыльной в целом. Мы понимаем сроки, когда компания выйдет на безубыточность, а также видим, что у компании достаточно средств, чтобы развиваться в нормальном режиме до достижения данного этапа».

Перспективы

Вкладываясь в компании на этапе их активного роста, инвесторы должны быть уверены, что этот рост будет иметь продолжение. В связи с этим важное значение имеет наличие возможности расширения рынка сбыта, а также возможности освоения новых направлений бизнеса. «Мы можем расширять спектр услуг и предлагать клиентам новые решения, — делится Дэйв Вайсэр. — Например, доставка: уже сейчас на базе нашего приложения мы предоставляем как частным, так и корпоративным клиентам услуги по доставке продуктов питания и иных товаров. Следующий этап, безусловно, будет связан с развитием технологий, которые обеспечат использование автомобилей-беспилотников в такси. Это удешевит услуги перевозки и доставки, сделает их еще более доступными и массовыми. Один из наших стратегических партнеров, Volkswagen, полагает, что уже на горизонте в пять—семь лет появятся машины, которые будут в состоянии работать полностью в беспилотном режиме».

Плата за риск

Венчурное кредитование подразумевает более значительные риски, нежели традиционные виды кредитования компаний. Эти риски компенсируются за счет дополнительной прибыли, которую инвестор получает при успешном развитии компании. «Наша инвестиция в Gett — это заем, который выдан компании с целью использования его в основной деятельности и на финансирование роста, — рассказывает Оскар Рацин. — Так же, как и по обычному кредиту, есть и залоги, есть иное обеспечение, есть срок возврата долга. Вместе с тем это, очевидно, более высокий риск, поскольку компания венчурная. Данный риск дополнительно оплачивается за счет участия банка в росте стоимости компании на том промежутке времени, в течение которого банк является инвестором».

По данным РБК, одним из условий финансирования стало предоставление Sberbank CIB опциона на приобретение пакета акций Gett.

Синергия

Помимо собственно венчурного кредитования инвестор и заемщик могут получать дополнительную выгоду и за счет развития других направлений сотрудничества. «У группы Сбербанка есть много точек соприкосновения с Gett, — подчеркивает Оскар Рацин. — Мы можем развивать отношения в таких сферах, как лизинг, страхование, эквайринг. Основная задача таких компаний, как Gett, — создание привлекательного продукта, причем привлекательного не только с точки зрения пассажиров, но и с точки зрения водителей». По сути, водители — это и есть основной актив компании, продолжает банкир. По его словам, предоставление единым пакетом финансовых продуктов, которые помогли бы правильно выстроить лизинговые отношения, получить страховку, — все это позволяет компании привлекать и удерживать водителя.

«Мы были первыми в мире, кто запустил транспорт по заказу через мобильные приложения для корпоративного сегмента, являемся мировым лидером в области корпоративных перевозок, — делится Дэйв Вайсэр. — Шесть тысяч корпораций используют наш сервис. При этом в нашем совместном пилотном проекте Сбербанк использовал наш сервис не только для вызова такси по необходимости, но в целом для оптимизации транспортных расходов. Этот пилотный проект показал, что ряд статей на такие расходы удалось снизить на 44% — это очень существенно».

Социальный эффект

Для крупных инвесторов — компаний с государственным участием дополнительным аргументом в пользу финансирования проекта может послужить его общественная значимость. В Сбербанке отмечают, что проект Gett может способствовать решению ряда социальных задач: разгрузить улицы городов, улучшить экологию и среду обитания в мегаполисах в целом, получить общий экономический эффект за счет уменьшения потерь времени на передвижение.

Стратегическая инициатива

Еще один мотив, который подталкивает крупных инвесторов к реализации инновационных венчурных проектов, — стремление «оставаться в тренде», в том числе в интересах «традиционных» клиентов.

«Мы, как финансовый институт, у которого большое количество активов размещено в разных секторах экономики, внимательно следим за тем, что происходит в этих секторах, — говорит Оскар Рацин. — Чтобы оставаться в этом информационном поле, мы принимаем непосредственное участие в развитии инновационных процессов, поэтому Сбербанк смотрит на венчурный сектор уже довольно давно». По словам Рацина, двадцать лет назад в списке крупнейших по капитализации корпораций мира были в основном предприятия ТЭК, из высокотехнологических — только Microsoft. Сейчас на первых местах — Apple, Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), то есть компании, которые не имеют ничего общего с традиционными секторами экономики. «Оставаться в стороне от этого тренда совершенно недальновидно, высокотехнологичные компании будут занимать все большую долю и на российском рынке, поэтому мы не упускаем возможности для сотрудничества с такими компаниями», — подытоживает банкир.

РБК+ «Венчурное финансирование» (18+)
Тематическое приложение к журналу «РБК» является неотъемлемой частью журнала «РБК» №6/2017. Распространяется в составе журнала. Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+
Партнер: ПАО Сбербанк. Реклама
Учредитель: ООО «БизнесПресс»
Издатель: ООО «БизнесПресс»
Директор ИД РБК: Ирина Митрофанова
Главный редактор партнерских проектов РБК+: Наталья Кулакова
Шеф-редактор печатной версии РБК+: Юрий Львов
Редактор РБК+ «Венчурное финансирование»: Петр Рушайло
Выпускающий редактор: Андрей Уткин
Дизайнер: Дмитрий Иванов
Фоторедактор: Алена Кондюрина
Корректоры: Татьяна Поленова, Маргарита Тарасенко
Главный редактор журнала «РБК»: Валерий Владимирович Игуменов
Рекламная служба: (495) 363-11-11, доб. 1342
Коммерческий директор издательства РБК: Анна Батыгина
Директор по продажам РБК+: Евгения Карлина
Директор по производству: Надежда Фомина
Адрес редакции: 117393, Москва, ул. Профсоюзная, 78, стр. 1

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Перевести дух Перевести дух

Студенты готовы начать свое дело лишь через пять лет после окончания вуза

РБК
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Новая уникальная антилопа Азии Новая уникальная антилопа Азии

Уникальные саолы — редкие "единороги" из горных лесов Вьетнама

Знание – сила
Записки из раскопа Записки из раскопа

Как жители средневекового Новгорода передавали сообщения

Вокруг света
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники

Зачем на Луну сбрасывают зеркала? И как мы пользуемся достижениями метрологии?

Наука и техника
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
«Окольцованная» Земля «Окольцованная» Земля

Где планеты находят свои кольца? Могли ли они быть и у Земли?

Наука и жизнь
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Молодые годы Колчака Молодые годы Колчака

Александр Колчак — не только военный, но и ученый-океанограф

Знание – сила
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
Открыть в приложении