Андрей Пантюхов о том, чего стоило компании расставание с бывшим владельцем

РБКReportaj

«Изменилось только название»

Андрей Пантюхов, глава завода по производству автомобильных шин Ikon Tyres, рассказал, как изменился рынок и чего стоило компании расставание с бывшим владельцем — Nokian Tyres

Насколько сильно изменился российский рынок шин с 2022 года?

На рынке произошли фундаментальные изменения. Многие международные шинные производители ушли из России, а их предприятия сменили собственника.

На долю международных шинных производителей приходилась значительная часть отечественного рынка — и с точки зрения продаж, и с точки зрения производства. Последние 15 лет в России производились шины не только для внутреннего потребления, но и в большой степени на экспорт. Например, когда мы работали как часть концерна Nokian Tyres, то на российский рынок отправляли лишь около трети продукции. Похожая ситуация была и у других производителей.

Еще один важный фактор — активизация китайских компаний, которые нарастили долю продаж с 11% в 2019 году до 37% на конец 2023 года. Они практически монополизировали импорт: по нашим данным, их доля в поставках шин в РФ сегодня составляет 80%, хотя еще несколько лет назад этот показатель был равен 25%.

Вы вошли в число компаний, которые сохранили производство, но поменяли владельца. В марте 2023 года вашим новым собственником стала «Татнефть». Насколько болезненным был этот процесс?

Это была сложная работа, в ходе которой мы столкнулись со множеством вызовов. Но отсчет надо начать не с марта 2023 года, а с июня 2022-го, когда компания Nokian Tyres приняла решение об уходе с российского рынка. В этот момент мы запустили программу локализации. Ее главной задачей было обеспечить бесперебойную работу заводу. Мы смогли успешно завершить ее уже в 2023 году. Завод не останавливался ни на один день. Мы сохранили все процессы, IT-системы, сырье и материалы, рецептуры и продолжаем производство шин с теми же техническими характеристиками и качеством, что и раньше.

Мы обновили бренд и название компании, которая теперь называется Ikon Tyres. Но это лишь первый этап. Рынок шин особенный. В отличие от молока и других потребительских товаров человек не покупает шины каждый день. В среднем клиент обращается к выбору шин один раз в три года, поэтому многие наши потенциальные покупатели изменений пока не заметили. Нам понадобится несколько лет, чтобы сказать, что процесс ребрендинга завершен. Показатели узнаваемости нового бренда растут, но в абсолютном выражении все еще далеки от тех, которые были у Nokian, однако мы активно над этим работаем. Главное для потребителя — убедиться в том, что сам продукт остался прежним. Изменилось только название.

Как изменился объем производства?

Объемы резко снизились. Мы потеряли экспорт, дистрибуцией которого занималась головная компания. Если все последние годы мы работали с 100-процентной загрузкой, то в 2023-м она снизилась примерно до одной трети. В этом году удалось достичь показателей более чем 50% от максимальной производственной мощности. Это связано с тем, что мы стали поставлять рекордный объем шин внутри России. Раньше мы были ограничены в этом вопросе решениями прежнего собственника — сейчас этот ограничитель снят.

Экспортное направление для вас сейчас актуально?

Наша компания поставляет шины на рынки России, Казахстана и Белоруссии. Экспорта в дальнее зарубежье у нас нет. Для того чтобы он появился, необходимо разработать и вывести на рынки новые виды продукции, модели шин. Прежде всего нас интересуют страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также Центральная и Южная Америка. Иначе мы не сможем полностью использовать наши мощности.

Раньше вы пользовались разработками головной компании. Сейчас у вас нет такой возможности. Как решается эта проблема?

Был организован собственный отдел R&D. Уже проделана большая работа. Например, мы потеряли возможность использовать шипы в шинах — это была разработка Nokian. Но создали инновационные, полностью сохранив все потребительские свойства. Это новая разработка, которую мы запатентовали.

В 2024 году выпустили на российский рынок порядка 30 типоразмеров шин, в том числе и для китайских автомобилей, в которых используются иные, отличающиеся от европейских и американских размеры. Сейчас идет работа по разработке и выводу на рынок принципиально новых моделей шин, она позволяет компании уверенно смотреть в будущее.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Как цифровые технологии трансформируют рынок труда Как цифровые технологии трансформируют рынок труда

Как ИИ помогает бизнесу сохранять производительность и наращивать эффективность

РБК
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Деяния Витте: сталь Транссиба и сохранение русского Дальнего Востока

Знание – сила
Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского» Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского»

Уровень киберзащищенности организаций растет, но не так быстро, как хотелось бы

РБК
Ресторан-перформанс Ресторан-перформанс

Об иммерсивном пространстве, существующем на стыке гастрономии и перформанса

Bones
Еръ: читaем вывески Еръ: читaем вывески

Ер твою направо! — не ругательство, а стремление придать бренду основательности

КАНТРИ Русская азбука
Обжиг: привет керамика! Обжиг: привет керамика!

Место, где не просто «горшки обжигают»

КАНТРИ Русская азбука
Эрика: суровая крaсoта вереска Эрика: суровая крaсoта вереска

Белый, розовый, а может, фиолетовый? Эрика позволяет не мучиться с выбором

КАНТРИ Русская азбука
Дом из дерева Дом из дерева

Деревянный дом — это целый мир со своими правилами, устоями и обычаями

КАНТРИ Русская азбука
От помощника в обучении до будущей профессии От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Заедки, то есть вкусняшки Заедки, то есть вкусняшки

Где рассказывают о русских сладостях — заедках, или верхосытках?

КАНТРИ Русская азбука
Опорная схема: что привлекает инвестиции в региональную промышленность Опорная схема: что привлекает инвестиции в региональную промышленность

Что становится основными факторами роста промышленности в регионах

РБК
Согласование времен Согласование времен

Как в средневековой Европе измеряли и воспринимали время

Вокруг света
Периодический закон работает в масштабах Вселенной Периодический закон работает в масштабах Вселенной

Зачем астрохимия моделирует процессы, протекающие в межзвёздном пространстве?

Наука и жизнь
Сладкая жизнь Сладкая жизнь

Белок – но сладкий. Может ли такое быть? Да!

ТехИнсайдер
На авто по автономиям На авто по автономиям

Как увидеть как можно больше этнической самобытности? Садиться за руль!

2Xplore
«Самый популярный запрос — перевод денег из России» «Самый популярный запрос — перевод денег из России»

О юридических и организационных сложностях при репатриации в Израиль

РБК
«В мире произошел переход от лечебных практик к профилактическим» «В мире произошел переход от лечебных практик к профилактическим»

О драйверах рынка БАДов рассказала Марина Камаева

РБК
Шефы XXI века Шефы XXI века

На кухнях ресторанов все чаще можно встретить молодых шеф-поваров

Bones
Фьюзинг: дедовский метод Фьюзинг: дедовский метод

Процесс создания красоты, «фьюзинг», — давняя и довольно традиционная технология

КАНТРИ Русская азбука
Сверху вниз Сверху вниз

Чтобы добраться до лучших точек с панорамными видами, порой приходится попотеть

2Xplore
Убтан для вашей крaсoты Убтан для вашей крaсoты

Секрет красоты и молодости нам раскрывает природа, и один из них — убтан

КАНТРИ Русская азбука
Тетёрки: насукали и жуём Тетёрки: насукали и жуём

Приготовление весенних тетерок — это всегда импровизация

КАНТРИ Русская азбука
Шитьё: нaряд вне очереди Шитьё: нaряд вне очереди

Вышивка — один из верных способов сделать внешний вид более ярким, праздничным

КАНТРИ Русская азбука
Энергия на любой вкус Энергия на любой вкус

Всем по зарядке! — бросил клерк, обводя руками свою компанию. — Я угощаю!

Наука и жизнь
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
От пара и лошади – к электричеству. Начала электротяги От пара и лошади – к электричеству. Начала электротяги

Сто лет на железных дорогах России работает электротяга. Но как все начиналось?

Наука и техника
Нейросеть меняет профессию Нейросеть меняет профессию

Каким станет рынок труда под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Ряженка: не путать с кефиром! Ряженка: не путать с кефиром!

Ряженка — продукт, которого больше нигде нет — ни на Востоке, ни на Западе

КАНТРИ Русская азбука
Шерстяное овцеводство: быть или не быть Шерстяное овцеводство: быть или не быть

Что может способствовать возрождению сектора производства шерсти?

Агроинвестор
Расплескалась седина Расплескалась седина

Началась новая волна массового обесцвечивания кораллов в Мировом океане

2Xplore
Открыть в приложении