Андрей Пантюхов о том, чего стоило компании расставание с бывшим владельцем

РБКReportaj

«Изменилось только название»

Андрей Пантюхов, глава завода по производству автомобильных шин Ikon Tyres, рассказал, как изменился рынок и чего стоило компании расставание с бывшим владельцем — Nokian Tyres

Насколько сильно изменился российский рынок шин с 2022 года?

На рынке произошли фундаментальные изменения. Многие международные шинные производители ушли из России, а их предприятия сменили собственника.

На долю международных шинных производителей приходилась значительная часть отечественного рынка — и с точки зрения продаж, и с точки зрения производства. Последние 15 лет в России производились шины не только для внутреннего потребления, но и в большой степени на экспорт. Например, когда мы работали как часть концерна Nokian Tyres, то на российский рынок отправляли лишь около трети продукции. Похожая ситуация была и у других производителей.

Еще один важный фактор — активизация китайских компаний, которые нарастили долю продаж с 11% в 2019 году до 37% на конец 2023 года. Они практически монополизировали импорт: по нашим данным, их доля в поставках шин в РФ сегодня составляет 80%, хотя еще несколько лет назад этот показатель был равен 25%.

Вы вошли в число компаний, которые сохранили производство, но поменяли владельца. В марте 2023 года вашим новым собственником стала «Татнефть». Насколько болезненным был этот процесс?

Это была сложная работа, в ходе которой мы столкнулись со множеством вызовов. Но отсчет надо начать не с марта 2023 года, а с июня 2022-го, когда компания Nokian Tyres приняла решение об уходе с российского рынка. В этот момент мы запустили программу локализации. Ее главной задачей было обеспечить бесперебойную работу заводу. Мы смогли успешно завершить ее уже в 2023 году. Завод не останавливался ни на один день. Мы сохранили все процессы, IT-системы, сырье и материалы, рецептуры и продолжаем производство шин с теми же техническими характеристиками и качеством, что и раньше.

Мы обновили бренд и название компании, которая теперь называется Ikon Tyres. Но это лишь первый этап. Рынок шин особенный. В отличие от молока и других потребительских товаров человек не покупает шины каждый день. В среднем клиент обращается к выбору шин один раз в три года, поэтому многие наши потенциальные покупатели изменений пока не заметили. Нам понадобится несколько лет, чтобы сказать, что процесс ребрендинга завершен. Показатели узнаваемости нового бренда растут, но в абсолютном выражении все еще далеки от тех, которые были у Nokian, однако мы активно над этим работаем. Главное для потребителя — убедиться в том, что сам продукт остался прежним. Изменилось только название.

Как изменился объем производства?

Объемы резко снизились. Мы потеряли экспорт, дистрибуцией которого занималась головная компания. Если все последние годы мы работали с 100-процентной загрузкой, то в 2023-м она снизилась примерно до одной трети. В этом году удалось достичь показателей более чем 50% от максимальной производственной мощности. Это связано с тем, что мы стали поставлять рекордный объем шин внутри России. Раньше мы были ограничены в этом вопросе решениями прежнего собственника — сейчас этот ограничитель снят.

Экспортное направление для вас сейчас актуально?

Наша компания поставляет шины на рынки России, Казахстана и Белоруссии. Экспорта в дальнее зарубежье у нас нет. Для того чтобы он появился, необходимо разработать и вывести на рынки новые виды продукции, модели шин. Прежде всего нас интересуют страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также Центральная и Южная Америка. Иначе мы не сможем полностью использовать наши мощности.

Раньше вы пользовались разработками головной компании. Сейчас у вас нет такой возможности. Как решается эта проблема?

Был организован собственный отдел R&D. Уже проделана большая работа. Например, мы потеряли возможность использовать шипы в шинах — это была разработка Nokian. Но создали инновационные, полностью сохранив все потребительские свойства. Это новая разработка, которую мы запатентовали.

В 2024 году выпустили на российский рынок порядка 30 типоразмеров шин, в том числе и для китайских автомобилей, в которых используются иные, отличающиеся от европейских и американских размеры. Сейчас идет работа по разработке и выводу на рынок принципиально новых моделей шин, она позволяет компании уверенно смотреть в будущее.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
Соленое тесто для поделок Соленое тесто для поделок

Что можно смастерить из соленого теста?

КАНТРИ Русская азбука
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского» Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского»

Уровень киберзащищенности организаций растет, но не так быстро, как хотелось бы

РБК
Сезонная эстафета клематисов Сезонная эстафета клематисов

Видовое разнообразие рода клематисов для садового дизайна

Наука и жизнь
Рескиллинг как новая норма Рескиллинг как новая норма

Почему набирает обороты тренд на переобучение сотрудников

РБК
«В мире произошел переход от лечебных практик к профилактическим» «В мире произошел переход от лечебных практик к профилактическим»

О драйверах рынка БАДов рассказала Марина Камаева

РБК
365 дней свеклы 365 дней свеклы

Мы с командой часто смеемся, называя сибирских поваров «амбассадорами свеклы»

Bones
Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита

Российская экономика активизировалась на азиатском рынке

РБК
Меледá, или девять связанных колец Меледá, или девять связанных колец

Эта головоломка с кольцами, надетыми на шпильку, известна во многих странах

Наука и жизнь
И на стволах растут плоды И на стволах растут плоды

Одни фрукты, висят на ветвях, а другие забрались на стволы. Интересно, зачем?

Наука и жизнь
Чудеса системы Сатурна: два безумных океана Чудеса системы Сатурна: два безумных океана

Система Сатурна – настоящее собрание диковин и чудес

Наука и техника
Ощущение вкуса Ощущение вкуса

На что мы смотрим, когда выбираем блюдо или напиток?

Bones
Молнии над водой Молнии над водой

Как выглядят гонки Formula E1 на электрических лодках с подводным крылом?

ТехИнсайдер
История развития морских беспилотников. Часть 1 История развития морских беспилотников. Часть 1

Родоначальником морских дронов можно считать кораблик Николы Теслы

Наука и техника
Россия по-итальянски Россия по-итальянски

Все подробности жизни и «невероятных приключений итальянца в России»

2Xplore
Из всего, что есть в доме Из всего, что есть в доме

Подборка самых необычных арт-объектов России, которые были созданы умельцами

2Xplore
«Неизвестное» плато «Неизвестное» плато

«Глаз», «Ступа», «Ромашка» и секреты Вилюйского плато

Наука и жизнь
Фьюзинг: дедовский метод Фьюзинг: дедовский метод

Процесс создания красоты, «фьюзинг», — давняя и довольно традиционная технология

КАНТРИ Русская азбука
Глава компании «Полипласт Северо-запад» — о высоких технологиях и импортозамещении Глава компании «Полипласт Северо-запад» — о высоких технологиях и импортозамещении

О важности следовать принципам бережливого производства и ESG-повестке

РБК
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
Шефы XXI века Шефы XXI века

На кухнях ресторанов все чаще можно встретить молодых шеф-поваров

Bones
Баклуши бить Баклуши бить

Кто из нас не мечтал хоть разок побить баклуши?

КАНТРИ Русская азбука
От помощника в обучении до будущей профессии От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Что не продать — переработать Что не продать — переработать

Стоит ли садоводам создавать собственные перерабатывающие мощности

Агроинвестор
Новые школьные проекты: фармакология и терапия дислексии Новые школьные проекты: фармакология и терапия дислексии

Работы школьников, обратившие на себя внимание авторитетных специалистов

Наука и техника
Тандыр Тандыр

Тандыры и еду из них можно встретить на всем протяжении Великого шелкового пути

Bones
Уильям Гершель и музыка небесных сфер Уильям Гершель и музыка небесных сфер

Уильям Гершель, великий астроном, раздвинувший для нас границы Солнечной системы

Наука и техника
Яйца: со Cветлой Пaсхoй! Яйца: со Cветлой Пaсхoй!

Обычай раскрашивать и дарить яйца на Пасху еще более древний, чем сам праздник

КАНТРИ Русская азбука
Как растет взаимодействие с Китаем Как растет взаимодействие с Китаем

Китай и Россия на фоне западных санкций стали друг для друга выгодными

РБК
Открыть в приложении