«Изменилось только название»
Андрей Пантюхов, глава завода по производству автомобильных шин Ikon Tyres, рассказал, как изменился рынок и чего стоило компании расставание с бывшим владельцем — Nokian Tyres
Насколько сильно изменился российский рынок шин с 2022 года?
На рынке произошли фундаментальные изменения. Многие международные шинные производители ушли из России, а их предприятия сменили собственника.
На долю международных шинных производителей приходилась значительная часть отечественного рынка — и с точки зрения продаж, и с точки зрения производства. Последние 15 лет в России производились шины не только для внутреннего потребления, но и в большой степени на экспорт. Например, когда мы работали как часть концерна Nokian Tyres, то на российский рынок отправляли лишь около трети продукции. Похожая ситуация была и у других производителей.
Еще один важный фактор — активизация китайских компаний, которые нарастили долю продаж с 11% в 2019 году до 37% на конец 2023 года. Они практически монополизировали импорт: по нашим данным, их доля в поставках шин в РФ сегодня составляет 80%, хотя еще несколько лет назад этот показатель был равен 25%.
Вы вошли в число компаний, которые сохранили производство, но поменяли владельца. В марте 2023 года вашим новым собственником стала «Татнефть». Насколько болезненным был этот процесс?
Это была сложная работа, в ходе которой мы столкнулись со множеством вызовов. Но отсчет надо начать не с марта 2023 года, а с июня 2022-го, когда компания Nokian Tyres приняла решение об уходе с российского рынка. В этот момент мы запустили программу локализации. Ее главной задачей было обеспечить бесперебойную работу заводу. Мы смогли успешно завершить ее уже в 2023 году. Завод не останавливался ни на один день. Мы сохранили все процессы, IT-системы, сырье и материалы, рецептуры и продолжаем производство шин с теми же техническими характеристиками и качеством, что и раньше.