Парадокс Спящей красавицы
Возможно ли впасть в оцепенение на столетие и потом в одночасье вернуться к полноценной жизни? Мир детских (и не только) сказок полон подобных невероятных сюжетов. Но как они могли возникнуть?
Сюжет сказки «Спящая красавица», известный многим по диснеевскому фильму, – не авторский. Судя по всему, ему много тысяч лет. В той или иной литературной обработке он встречается у многих авторов. Так, Пушкина, написавшего в 1833 году «Сказку о мертвой царевне», вдохновили народные сказания. В этом же контексте можно вспомнить и русскую народную сказку «Волшебное зеркальце», записанную известным фольклористом Афанасьевым почти двести лет назад. За два года до Пушкина, в 1831 году, свою «Спящую царевну» выпустил Василий Жуковский – в его интерпретации рождение у царицы дочери предсказывает рак. С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается и история про Белоснежку и 7 гномов, написанная в 1812 году братьями Гримм. По схожей схеме построена и сказка «Волшебное зеркало» из Восточной Африки, но там вместо 7 богатырей (или гномов) – 10 охотников.
В 1697 году Шарль Перро написал свою «Спящую красавицу», вдохновившись сказкой «Солнце, Луна и Талия», которую итальянец Джамбаттиста Базиле (он известен вам как автор «Рапунцель», «Кота в сапогах» и многих других популярных сказок) опубликовал впервые в 1634 году. История итальянца полна жутких деталей вроде изнасилования спящей принцессы и поедания ее детей. Базиле не скрывал, что основывался при написании на сельском фольклоре, который отличается обилием довольно кровожадных подробностей.
Итак, ясно, что мы имеем дело с «бродячим сюжетом». Подобные истории очень устойчивы и остаются в главных своих чертах неизменными на протяжении многовекового путешествия по разным эпохам и странам.