Мода или роскошь? Право или мода?
![](https://cs.kiozk.ru/content/dzo/uce/uek/rbb1raykirjmuo09xgwti2g/art/102561/w4ekt61g.jpg?v=1&temp_url_sig=xMQ12N_1myJmsxd_-cw8Fw&temp_url_expires=1740082682)
Мода – понятие модерное, разумеется, было время, когда никакой моды в современном смысле слова просто не могло быть, поскольку не было массового производства, глобального обмена товарами, услугами и, что очень важно, информации о них. Менять гардероб или коллекцию ювелирных изделий каждый сезон или месяц можно тогда, когда вещи производятся в переизбытке и рынки требуют их быстрой смены владельцами, когда недолговечность, изменчивость являются характеристиками повседневности. И, разумеется, ни в древности, ни в средневековье таких ситуаций не складывалось по множеству причин. Но было иное, подобное, но отличное от современного желания демонстрации собственной значимости или значимости рода, личного и семейного престижа, статуса социальной группы, жажда роскоши или стремление к должной умеренности.
Поскольку «поведение и действия людей не обусловлены непосредственно действительностью, они обусловлены ее образами, которые составили себе люди и которые управляют их действиями»1, то в первую очередь следует изучать именно эти представления и образы и относящиеся к ним общепринятые правовые нормы, связанные со стереотипным или нормативным восприятием привилегий и обязанностей, роскоши, достоинства и знатности, и другие исторически изменчивые представления, принятые в социуме.
1. Жорж Дюби (1919—1996), французский историк‑медиевист, один из самых плодовитых и влиятельных историков Средневековья ХХ века.
Из истории идей, понятий, представлений о статусе, из анализа того, какими себя пытались показать представители тех или иных слоев общества старого порядка, мы можем перейти к идеям о том, что именно из предметов одежды и украшений было желанным и притягательным в глазах современников Вергилия или Данте и Петрарки.