Город, которого нет
Город-звезда, город-линия, город-учебник, город – трудовая коммуна… Какими только не представлялись идеальные города мыслителям разных эпох
Лучшее место в христианской вселенной, рай, в Ветхом Завете выглядит как сад, а в Новом Завете – уже как город, Новый Иерусалим Откровения Иоанна Богослова. И сад, и город, то есть огражденное, культивируемое пространство, освоенное людьми и предназначенное для них. Город – наиболее сложная и совершенная форма человеческого общежития, известная цивилизации, и в своей наивысшей ипостаси он выглядит как самое подходящее место для лучшей версии человечества. Но возможно ли создать совершенное место для жизни людей здесь, в мире дольнем? Идеальный город, но земной – философы и архитекторы пытались представить его не одно столетие.
Античность: гипподамова сетка
Еще в Древнем мире люди задумывались о соответствии планировки и зонирования городов устройству общества и об их влиянии на него. Гипподам Милетский – древнегреческий архитектор, живший в V веке до н. э., предложил универсальный план городской застройки, прозванный «гипподамовой сеткой». Центром была площадь, которую окружали пересекающиеся под прямым углом улицы, образовывавшие жилые кварталы. Такая «сетка» встречается в поселениях гораздо старше Гипподама, но архитектор прославился еще и размышлениями, как упорядочить не только улицы, но и социальную структуру в городе. Согласно его воззрениям, оптимальная численность населения – 10 тысяч человек. Общество должно делиться на три группы без ярко выраженной иерархии – ремесленники, земледельцы и воины.