Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры»

Тренды винной культуры в мире
Что влияет на формирование тенденций, какую роль играет экологическая повестка, как меняется глобальная культура потребления — на эти и другие вопросы отвечает винный промоутер Влада Лесниченко.
Влада Лесниченко
«На формирование трендов в винной культуре влияют как глобальные, так и локальные процессы: мировая и местная экономика, изменение климата во всем мире и в конкретном регионе, смена сезонов. Влияют и социальные трансформации и предпочтения, зависящие от мировых и местных особенностей. Например, в 2021 году был экстремально влажный сезон, поэтому выпуск розовых вин стал массовым. Недостаток солнца и избыток влаги не дают винограду вызреть, набрать нужное количество фенолов для создания сбалансированного красного вина. Виноград подвергается быстрому гниению и выбраковывается. В итоге урожайность становится низкой, подходящего винограда недостаточно для производства качественного красного вина. Поэтому многие виноделы в зонах, которые были особенно уязвимы для циклонов, приняли решение пустить основной урожай на розовые вина.
Могу выделить следующие тренды:
- Главные тренды мировой винной культуры 2025 года — антиглобализация и развитие внутренних ресурсов стран, то есть регионов защищенного наименования, сортов, терруаров, персоналий, туризма, гастрономии.
- Динамика потребления в мире меняется. Несмотря на возникающий интерес к легким, элегантным красным, также наблюдается активный спрос на яркие, концентрированные вина как к точке входа в винную культуру.
- Тренд на локальные вина стал глобальным. Он зародился еще в начале века, выстрелил в пандемию и продолжает развиваться в санкционный период.
- Развитие гастрономии стимулирует развитие рынка вина, этот напиток создан для сочетания с едой. Больше разных продуктов и блюд — больше стилей вина и интересных пейрингов.
- Растет тренд на здоровый образ жизни, а с ним появляется все больше безалкогольных вариаций.
- Женщины преобладают в числе потребителей вина и повышают спрос на игристые.
Влияние экологии на винную культуру и производство — это не тренд, а база. Органическим, биодинамическим винам и исключительно естественному вмешательству в процессы пророчили скорое фиаско. Но прогнозы не сбылись: крупные предприятия все более уважительно относятся к природным и человеческим ресурсам.
Уровень винной культуры в России очень вырос, мировые тренды тоже влияют на потребление. Появляется больше специалистов, дегустаций, мастер-классов, лекций. Игровой формат и тематические ужины привлекают состоявшихся, интересующихся, небезразличных людей. Гость часто говорит с сомелье на равных.
Качественное вино стало доступным, но цены на премиальное улетели в космос. Это удивительное противоречие — примета времени. Еще недавно качественное вино было доступно элите и ассоциировалось только с брендами из премиум-сегмента. У виноделен, которые занимаются производством массовых вин, сегодня есть все возможности, чтобы выпускать достойный продукт.
Именно сейчас появляется уникальный альянс фундаментального опыта традиционных виноделен и современных методик, основанных на глубоком знании природных процессов. Сочетание традиций, инноваций и опыта поколений дает возможность создавать качественные вина на любой кошелек, запрос и вкус.
Многие говорят про тренд на азиатские вина. Эта тема популярна в разговорах, но у азиатского продукта пока нет коммерческого успеха в России и в мире за исключением узконишевых бутылок из Японии.
Тренд на правильный баланс между традициями и современными методами очень востребован среди виноделов и потребителей. Работа с емкостями, которые веками служили виноделам до технической революции, дает интересные результаты и откликается на все текущие тенденции. Морская выдержка (метод, при котором бутылки с вином погружают в воду, обычно в море или океан, на определенный срок. — «РБК Вино») — отличный пример сторителлинга, маркетинга, да и вино тоже отзывается положительно.
У тренда на персонализацию есть историческая подоплека. Напиток всегда кому-то посвящали — королям, папам, президентам, женщинам, людям искусства. Такие персонализированные бутылки хорошо продаются и делают кассу, но только если угадать с адресатом. В противном случае можно потерять репутацию винодельни.
Вино как собственная торговая марка — интересный тренд. В России винный маркетинг не очень развит, хороших специалистов мало. Отрасль требует активного совершенствования».
Что происходит в индустрии виноделия в России
О трендах следующего года и актуальных тенденциях спросили у Михаила Николаева, управляющего партнера винодельческого региона «Долина Лефкадия» и компании «Николаев и Сыновья», героя проекта «РБК Визионеры».
Михаил Николаев
«Я думаю, что в винных картах ресторанов появится больше российских позиций, но разнообразия будет меньше. Производители стали концентрироваться на качестве, чтобы создавать удачные и популярные вина, вместо того чтобы регулярно выпускать новинки. Вин из Грузии будет меньше, хотя их количество активно росло в последние годы.
Сегодня у потребителей есть желание искать и пробовать интересные российские вина. Интерес к напиткам из Краснодарского края будет больше, потому что многие разочаровались в крымских, а дагестанские еще не стали такими популярными.
Многие считают, что вино становится доступнее, но это не так. Для этого, увы, нет предпосылок: дорожают труд и сырье, а финансирование сокращается. Российские вина уже давно стали более конкурентными во всех ценовых сегментах, чем импортные. Но откровенного тренда на них нет, как и спроса на позиции с неожиданными характеристиками (оранжевые, соленые, экстремально сухие или сладкие). Потребители сейчас более консервативны и не всегда открыты к экспериментам.
На выбор влияет климатический фактор. Например, летом и на юге пьют очень много белого. Сегодня его объем достигает половины всего рынка, а раньше оно занимало только четверть».
Какие винодельческие регионы и сорта вин будут самыми востребованными в 2025 году
О глобальном формировании русского винодельческого рынка рассказывает Антон Шатров, генеральный директор компании «Бакарди Рус», эксперт культуры пития и гостеприимства и эксперт проекта «РБК Визионеры».
Антон Шатров
«Контекст рынка в 2025 году будет меняться. Поэтому для российского виноделия открывается возможность расширить потребительскую базу.
Для импорта международных вин в Россию следующий год станет самым тяжелым в новой истории. Существенное повышение таможенных пошлин на продукт из недружественных стран в 2024 году вместе с повышением акциза с начала 2025 года спровоцирует стремительный рост цен, появится разрыв с российским продуктом.
Для тихих вин возможность импорта из дружественных стран сохранится, но по игристым потенциально изменится структура потребления: в России исторически доминируют итальянские. Просекко и асти пользуются высоким спросом, их производство регламентировано территорией происхождения, поэтому избежать повышения цен невозможно. Они уже существенно выросли и продолжат расти: стоимость уже превысила 1,5 тыс. руб. за бутылку. Это даст возможность для стремительного развития локального производства игристых.
В 2025 году задавать тон продолжат основные винодельческие регионы, лидеры по площадям виноградников: Краснодарский край, Крым и Дагестан. Здесь располагаются все самые крупные винодельни, меняющие отрасль.
Лет десять назад важнейшей задачей российского виноделия было создание напитков стабильного качества. Последние пять лет взят курс на повышение его уровня, и результат уже заметен. Появились винодельни, создающие высококачественные вина, отображающие сортовые особенности и даже место происхождения винограда. В вопросе роста качества многое зависит от конкретных производителей. Они развиваются в рамках своих виноделен от Волгоградской области до Северной Осетии, двигают всю отрасль вперед и создают вина со своим характером.
Постепенно современное виноградарство двигается на север, в этом году появились производители, заложившие или планирующие посадку виноградников в Саратовской области. Самарская область уже громко заявила о себе благодаря винодельне Denisov Winery — она становится самой северной зоной промышленного виноградарства.
На данный момент изменение климата не очень влияет на распространение виноградарства в более северные районы, но в течение следующих десяти лет эти изменения будут более ярко выражены и в этих зонах появится больше виноградников. Кроме того, влияние изменений климата мы увидим в традиционных винодельческих регионах.
Лидерами по площадям посадок остаются международные сорта — «каберне совиньон», «шардоне». Следом идут традиционные сорта с высокой урожайностью, хорошей устойчивостью к неблагоприятным условиям и универсальностью при дальнейшем использовании урожая (например, «ркацители»).
Потребителей больше интересуют легкие красные и белые вина. Поэтому лидерами по потребительским предпочтениям в этом году останутся совиньон блан, рислинг, пино нуар. Ожидаем давно заслуженный рост интереса к российским винам из сорта «каберне фран». Он созревает раньше, чем аналогичный, поэтому виноград успевает набирать свойства, необходимые для получения вин достойного уровня.
Для России важно развивать направление автохтонных/аборигенных сортов (сорта, исторически произрастающие в определенном регионе. — «РБК Вино»), которые лучше всего отображают терруар и помогают поддерживать историческую связь времен. Сейчас мы видим большой интерес к сортам «кокур», «цимлянский черный», «сибирьковый». Давно зарекомендовал себя «красностоп золотовский». Я уверен, что это направление станет флагманским, как только мы решим вопрос с посадочным материалом.
В 2025 году нас будут удивлять и радовать легкие фруктовые вина из «цимлянского черного», которые стилистически напоминают пино нуар, но со своим уникальным профилем.
Сегодня в России есть уже более 100 га виноградников, которые сертифицированы по стандартам органического виноградарства. И это только начало. В ближайшие годы нас ждет внушительный рост площадей. Это в полной мере соответствует дальнейшей эволюции винодельческой отрасли. Но у потребителей уже нет такого интереса к натуральным винам и нет предпосылок, чтобы он вернулся.
Российские потребители в целом следуют мировым трендам, отдавая предпочтение винам с невысокой спиртуозностью, легким, фруктовым. Основные покупатели вина — это женщины в возрасте 30–45 лет, именно они формируют топы продаж».
Какое вино мы будем пить в 2025 году
Вместе с экспертами составили список топовых сортов и стилей вин
- Белые и розовые легкие вина без выдержки сортов совиньон блан, рислинг, мускат.
- Легкие красные вина разных сортов.
- Игристые вина разных стилей и направлений.
- Белые вина сортов шардоне и рислинг.
- Красные вина сортов каберне совиньон и пино нуар.
- Белые ароматные и плотные.
- Среднетелые и плотные красные вина.
- Вина малых виноделов.
- Терруарные вина.
- Бленды сортов, техник, емкостей с небанальными этикетками.
- Вина, созданные в коллаборации с ресторанами, шефами, сомелье.
Иллюстрации Виктория Шибаева; фото @vlada.lesnichenko / Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена); пресс-служба