Первый премьер императорской России
К 175-летию С. Ю. Витте
Война и мир царя и министра
Беспрецедентное возвышение отставного ротмистра А. М. Безобразова, возведенного в статс-секретари (1903), создание вокруг компании крупнейших коррупционеров и купца Юлия Бринера «Безобразовской шайки», некоего противовеса официальному правительству, – запустили на Дальнем Востоке, в Корее свою собственную политику. «Безобразовская шайка» обещала царю «создать компанию навроде британской Ост-Индской», но в итоге спровоцировала свержение пророссийского правительства в Корее, а главное, русско-японскую войну.
С. Ю. Витте и министр иностранных дел В. Н. Ламздорф в пределах всех сил и должностных полномочий сдерживают царя: строящиеся Транссиб и КВЖД японцы еще принимают, соглашаются, но «вторжение в Корею», а именно так и выглядели безобразовские махинации, не примут.
Безобразов требует из казны еще 2 миллиона рублей и здесь встречает жесткое сопротивление Витте. По двум мотивам: как финансист и опытный управленец Витте видит в этой компании дилетантов и казнокрадов – просто «финансовую дыру». А как министр, держащий в руках все нити русской дальневосточной политики, он говорит царю об опасности открытого участия казны, то есть Русской империи, в корейских делах. Витте точно знал предел терпения японцев и выбрал его до дна, построив КВЖД и Транссиб.
Но царь согласился с создателями новой компании «типа британской "Ост-Индской"», внес 200000 фунтов личной валюты, выделил своего советника Непорожнего, на которого можно переоформить концессию, предложил поставить во главе «фирмы» великого князя Александра Михайловича. Познакомившись ближе с делами «фирмы», Александр Михайлович сбегает, но Безобразов продолжает использовать его имя.