Японские шары счастья
Когда я впервые попала в Японию по программе, организованной японским министерством культуры, у меня за плечами уже было много лет занятий икебаной школы Согэцу и небольшой опыт в суми-э (японская живопись тушью). И мне казалось, что я что-то знаю о стране, куда еду. Но эти скудные знания никак не подготовили меня к шквалу чувств, буквально сбивавшему с ног. Я влюбилась в страну, как влюбляются в человека — страстно, нежно, глубоко. Держать на ладони опавший цветок камелии, вдыхать запахи уличной еды, бесконечно смотреть на алый лист клёна, отражающийся в воде… — все эти драгоценные мелочи было невозможно предугадать… С тех пор я снова и снова возвращалась в Японию, а когда возможности не было, сама создавала вокруг себя дорогой мне мир.
Начав заниматься каким-то одним из японских искусств, вскоре понимаешь, насколько все они связаны между собой. Темари (или по-другому тэмари) я много раз видела в Японии, и мне всегда хотелось попробовать сделать такой шар своими руками. Однажды моя подруга, мастер темари Любовь Гуськова, прислала мне ссылку на свой мастер-класс по вышивке новогоднего сюжета, бамбука и журавлей. С того момента, как мне кажется, не было ни дня, когда бы я ни сделала хотя бы нескольких стежков на поверхности шара, в то же время знакомясь с историей вышивки темари.
Слово «темари» состоит из двух иероглифов — рука и мяч. Идея делать небольшие мячи для игры пришла в Японию из Китая в период Асука (538—710 годы). Тогда мячи изготавливали из оленьей кожи и мужчины играли в них ногами. Однако в период Эдо (1603—1867 годы) женщины, живущие при императорском дворе, начали делать подобные мячики для девочек, более яркие и красивые. Такие мячики были слишком хороши для игры ногами, появились новые более деликатные игры с катанием и подбрасыванием. Дамы старались превзойти друг друга в искусстве изготовления и украшения своих шаров, их расшивали дорогими шёлковыми нитками, которые были доступны только высшему сословию. Позже темари стали делать и многие простые женщины в разных регионах Японии, они использовали для работы более доступные нити из растительных волокон. В каждой префектуре возник собственный стиль, основанный в первую очередь на использовании местных материалов и красителей.