Оказалось, что и плановая экономика иногда способна быстро менять планы

МотоAvtomatik

1949: Новые задачи

Оказалось, что и плановая экономика иногда способна быстро менять планы.

Текст Александра Воронцова. Фото из архива редакции

Главный недостаток плановой экономики – в том, что всё предусмотреть невозможно. Увы, в советском исполнении планирование нередко включало в себя элемент «Ой, забыли!». Во время послевоенного воссоздания мотоциклетной промышленности забыли о том, что Горьковский мотозавод вообще‑то располагается на площадях предприятия «Красная Этна», и продукция последнего – автомобильные нормали – окажется куда как востребованной. Поскольку выпускавшиеся на Горьковском мотозаводе М-72 тоже были не лишними, а возможности компенсировать эту потерю резким ростом производства на Ирбитском мотозаводе пока не было, то пришлось искать место для переноса предприятия на новые площади.

Комиссия Главмотовелопрома осмотрела несколько входивших в этот главк предприятий, в том числе и Минский велозавод (как видите, история белорусского мотоцикла могла бы пойти совсем другим путём). Но в конечном итоге выбор пал на Киевский мотозавод. Нельзя сказать, что киевляне с восторгом приняли новую задачу. Ведь они только-только с большим трудом освоили полное производство (включая двигатель) лёгкого мотоцикла К1Б и его модификации для инвалидов К1В, как пришлось готовиться к изготовлению гораздо более сложной машины.

Это было тем более обидно, что под руководством главного конструктора М. А. Позднякова был разработан более совершенный лёгкий мотоцикл К1Д – кстати, первый в послевоенном СССР пример комплексной модернизации доставшейся по репарации машины. Вместо архаичной дефлекторной продувки двигателя инженеры применили возвратно-петлевую, в комплексе с другими мерами это позволило поднять мощность 100‑кубового двигателя с 2,3 до 3,3 л.с. при 4700 об / мин при уменьшении расхода топлива. Максимальная скорость машины возросла с 50 до 65 км / ч. Конструкторы отказались от вспомогательного велосипедного привода, а двухступенчатую коробку передач перевели с ручного на ножное переключение. В заднем колесе вместо велосипедной тормозной втулки был использован барабанный тормоз. В ходовой части также применены усиленные колёса с шинами 2,50–19, передняя параллелограммная вилка новой конструкции с одной пружиной, работавшей на сжатие. Вместо седла велосипедного типа установлена мотоциклетная «лягушка». При этом удалось снизить сухую массу мотоцикла с 61 до 59 кг. К1Д успешно прошёл испытания, на его основе были созданы удачные спортивные модификации. Увы, грядущий перевод завода на выпуск М-72 поставил на серийном производстве К1Д крест.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Брат Максим Брат Максим

Режим самоизоляции мы нарушали в правильно подобранной защитной экипировке

Мото
Эффект Новой Земли, или История одного миража Эффект Новой Земли, или История одного миража

Эффект Новой Земли — так называется редкое оптическое явление

Наука и жизнь
Dark Kitchen: Продукт без границ Dark Kitchen: Продукт без границ

Встречайте проект Dark Kitchen — кухню без зала и сервиса

Bones
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
В небо В небо

Zillers Garage удивляет не по‑детски

Мото
Художники-отравители Художники-отравители

Не судите об иглобрюхах по внешности

Вокруг света
Рождение легенды Рождение легенды

Производство вычислений во всяком деле имеет важное значение

Наука и жизнь
С чаем по треку С чаем по треку

Локальные прохваты по Казахстану

Мото
Солнечная энергия в вашей квартире Солнечная энергия в вашей квартире

Когда-то давным-давно, ещё в СССР, в Москве работал магазин «Пионер»

Наука и жизнь
Гастрономическая мекка Гастрономическая мекка

Краснодарский край вошел в пятерку привлекательных для гастротуризма регионов

Bones
Вся эта Африка Вся эта Африка

К «Хонде» у нас в стране отношение особое

Мото
Полнолуние Полнолуние

Родкер лежал в лунном кратере среди отработанных ракетных дюз

Наука и жизнь
Тигр? Тигр! Тигр? Тигр!

У Triumph Tiger Explorer есть все задатки для того, чтобы быть популярным

Мото
Арсенал Арсенал

Анализируем «боевую» технику недонаступившего сезона MotoGP

Мото
Honda CRF1100 D4L Adventure Sports ES DCT Honda CRF1100 D4L Adventure Sports ES DCT

Новая «Африка» сейчас в основном выступает в роли городского транспорта

Мото
Мои десерты лучше сочетать с вином! Мои десерты лучше сочетать с вином!

Два брата, два шефа — такое редко встречается

Bones
А без воды… А без воды…

Автор статьи говорит о воде, как о предмете первой необходимости

Наука и жизнь
Сокровища нации Сокровища нации

Репортаж из первого австрийского мотоциклетного музея

Мото
Диего Герреро: «Важно смотреть на все по-другому» Диего Герреро: «Важно смотреть на все по-другому»

Интервью с Диего Герреро — шеф-поваром мишленовского ресторана DSTAgE

Bones
Свой ресторан Свой ресторан

Шеф-повары перестают быть безмолвными исполнителями чужой воли

Bones
Всерьёз и надолго Всерьёз и надолго

Мотоциклы категории 500–700 куб.см

Мото
Китайский турист Китайский турист

Рассказываем про туриста Voge 500DS и его «раздетого» брата 500R

Мото
1948: за советский спорт 1948: за советский спорт

Как начиналось серийное производство спортивных мотоциклов в СССР

Мото
Хинь да зрятина Хинь да зрятина

Горький в повести «В людях» заставляет ощутить беспросветную тщетность жизни

Наука и жизнь
Почему комары кусают не всех Почему комары кусают не всех

Комары кусают не всех — это факт

Наука и жизнь
Держаться корней Держаться корней

Вершки и корешки все чаще перестают быть скромным гарниром

Bones
Низший пилотаж Низший пилотаж

Harley-Davidson Low Rider S — переосмысление фразы «How low can you go?»

Мото
Симон Манукян: «С помощью YouTube ты ничему не научишься!» Симон Манукян: «С помощью YouTube ты ничему не научишься!»

Ведущий преподаватель парижское школы о том, чему стоит обучиться повару

Bones
Bajaj BM 150X Bajaj BM 150X

Зимняя езда на мотоцикле Bajaj Boxer BM 150X

Мото
Это феличита! Это феличита!

Скутерные войны между Vespa и Lambretta отгремели полвека назад

Мото
Открыть в приложении