Фиаско Илона Маска
Пустить скоростной поезд по трубе, из которой откачан воздух, – красивая идея. Почему же она не сработала?
Концепция вакуумного транспорта – гиперлупа – космически проста. В атмосфере сопротивление воздуха по мере роста скорости увеличивается экспоненциально. Нет воздуха – нет проблемы. Пускаем транспортный модуль в вакууме, внутри трубы, и он мчится с огромной скоростью, поскольку не встречает никакого сопротивления. А если использовать магнитную левитацию (маглев), то и трения качения можно будет избежать. С движителем тоже все просто: например, пусковой импульс в точке старта модулю придает один мощный соленоид, а на финише встречает другой, тормозящий.
Рождение идеи
Первым концепцию гиперлупа выдвинул американский изобретатель Роберт Годдард в 1909 году. Согласно его расчетам, скорость поезда нового типа могла бы достигать 1600 км/ч. Через год американский инженер Эмиль Башле, приехавший в Лондон с работающей моделью, обещал потенциальным инвесторам скорость 500 км/ч. Российский же ученый Борис Вейнберг, профессор Томского технологического института, рассчитывал на 800–1000 км/ч. Он тоже построил действующую масштабную модель гиперлупа – правда, без вакуума. Прогрессивная общественность была в восторге от открывающихся перспектив. Однако промышленники их энтузиазма не разделяли.
Дело в том, что к тому моменту и в США, и в Европе уже пробовали строить пневматические транспортные системы, в которых воздух толкал поезд по трубе. И хотя принцип действия пневмотранспорта был иным, чем у гиперлупа, проблемы вырисовывались примерно такие же. Паровые воздушные насосы требовали большого количества угля, а кожаные воздуховоды прогрызали крысы. Да, были успешные локальные проекты пневмопоездов, но перевозки там стоили примерно вдвое дороже, чем по обычной железной дороге.